Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Рецензируемый научный журнал «Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г. – сетевое издание).

Периодичность выхода: 6 выпусков в год.
Распространение – Российская Федерация.

Контакты редакции:
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 8(863) 238-13-56


Плата за публикацию статей не взимается.
Полные версии статей журнала доступны на сайте журнала по адресу https://inov-ppd.ru

Учредитель и издатель – Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Россия).

Редакция журнала видит свою миссию в освещении новых исследований в сфере психологии, педагогики, дефектологии, систематизации информации и популяризации знаний. 

Целью журнала является содействие повышению качества научных исследований в области психологии, психолингвистики, педагогики, дефектологии и публикация качественных научных трудов.

Приоритетные задачи состоят в содействии широкому распространению психологического знания, выявлении основных тенденций и новаций в развитии науки. Одной из главных своих задач журнал видит поддержку молодых авторов, они имеют возможность опубликовать, в случае успешного прохождения рецензирования, свои статьи высокого качества.

В журнале публикуются оригинальные статьи в области психологии, педагогики, дефектологии; журнал публикует теоретические, методологические статьи, а также результаты прикладных и экспериментальных исследований.

Журнал «Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология» издаётся на русском языке, при этом во всех статьях метаданные переведены на английский язык (аннотация, ключевые слова, список литературы).

Журнал входит в Перечень ВАК только по следующим специальностям:

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

5.3.2. Психофизиология

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

5.3.7. Возрастная психология

5.3.8. Коррекционная психология и дефектология

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Текущий выпуск

Том 6, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 

10-16 8
Аннотация

Введение. Современные условия повышенной неопределенности отражаются на представлениях молодых людей о семейной системе. При формировании образа будущей семьи у молодого человека отражается отрефлексированный опыт взаимоотношений в родительской семье. Сплоченность семьи как мера поддерживающего взаимодействия обеспечивает не только гармоничное развитие личности, но и выступает фактором создания позитивных отношений в семье. Рассмотрение представлений молодежи о сплоченности в условиях неопределенности позволит выявить меры социально-психологической поддержки.

Цель. Выявление и описание представлений молодых людей о сплоченности как о факторе позитивных отношений в семье в условиях неопределенности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 125 студентов-магистрантов (из них 45 юношей, 80 девушек). Была использована методика «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Олсон, Портнер, Лави).

Результаты исследования. Показана специфика и гендерные отличия выраженности показателей представлений о сплоченности и адаптации в семье у современных магистрантов. Девушки, по сравнению с юношами, ретроспективно ниже оценивают степень выраженности сплоченности и адаптации в семье. Респонденты в целом демонстрируют противоречивые представления относительно факторов сплоченности и адаптации в родительской семье. С одной стороны, уровень семейной адаптации определяется как «экстремальный» и «хаотичный», а с другой, семейная сплоченность определяется как «оптимальная», «сбалансированная», что отражает противоречивость представлений магистрантов.

Обсуждение и заключение. Сплоченность семьи — важный фактор повышения жизнестойкости как самой семьи, так и индивида. Значимыми точками рефлексии личности как субъекта матримониального поведения являются представления о роли сплоченности в построении успешной семьи. Повысить осознанность представлений и разрешить их противоречивость возможно с помощью социально-психологического тренинга.

17-24 8
Аннотация

Введение. У людей с соматическими заболеваниями различного генеза отмечается повышенный уровень тревожности. Изучение характеристик проявления тревоги у подростков с низким соматическим статусом позволит проработать систему коррекции негативных эмоциональных состояний. Новизна исследования заключается в выявлении и описании выраженности различных аспектов тревоги личности при низком статусе соматического здоровья у старших подростков, у которых организм находится на стадии активной перестройки и развития.

Цель. Изучение особенностей проявления тревоги у подростков с разным соматическим статусом.

Материалы и методы. Были задействованы две группы подростков (от 15 до 17 лет): с низким (обучающиеся школ-интернатов г. Ростова-на-Дону) и нормальным (обучающиеся общеобразовательных школ) соматическим статусом. Общее количество респондентов составило 130 человек. Для оценки особенностей проявления тревоги применялась методика многомерной оценки детской тревожности Л. И. Вассерман и Е. Е. Малковой.

Результаты исследования. Показаны специфические профили тревожности лиц с разным уровнем соматического благополучия. Установлено, что у подростков с низким соматическим статусом уровни общей тревоги и тревоги, связанной с самовыражением, достоверно выше по сравнению с показателями обучающихся с нормальным соматическим статусом. Тревога, связанная с чувствительностью к мнению других и отношениями со сверстниками, значительно выше у подростков с соматическими заболеваниями.

Обсуждение и заключение. Соматические заболевания и в целом соматический статус влияют на психологическое благополучие подростков, особенно на эмоционально-личностную сферу. Понимание субъективных особенностей профиля тревоги и специфики эмоциональных проявлений личности с проблемами соматического характера позволит построить продуктивные программы психологической помощи.

25-32 11
Аннотация

Введение. Актуальность проблемы коммуникативного потенциала профессионалов разной направленности связана с расширением информационно-коммуникативного пространства и увеличением объема коммуникативных контактов. Данная тема находится в области научных исследований социологии, коммуникалогии, политологии, философии и психологии. Коммуникативная компетентность необходима современному специалисту не только для успешного выполнения профессиональных задач, но и для эффективного привлечения клиентов, коммуникации с ними и эффективной организации рабочего процесса в позитивном и продуктивном ключе. В данном разделе подчеркивается роль коммуникативного потенциала личности в профессиональной деятельности. Одной из его характеристик является динамичность, благодаря которой существует возможность обучения специалиста на протяжении всего трудового процесса.

Цель. Данная статья направлена на теоретическое обобщение эмпирических данных, полученных российскими и зарубежными исследователями в ходе изучения коммуникативного потенциала специалистов с разной профессиональной направленностью.

Теоретическое обоснование. Отмечены особенности коммуникативного потенциала личности для каждой группы профессий «человек-техника», «человек-природа», «человек-человек», «человек-знаковые системы», «человек-художественный образ» на примере работников педагогической, медицинской, административной, творческой, цифровой и технической сфер. В статье рассмотрены основные направления и результаты исследований коммуникативного потенциала личности в выбранных профессиях.

Обсуждение результатов. Авторами описаны основные современные исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме коммуникативного потенциала личности в соответствии с типом профессий, а также выявлены задачи дальнейшего исследования данной проблематики. Проведенный анализ показал, что в современных условиях коммуникативный потенциал личности становится важным компонентом профессиональной компетентности независимо от типа профессиональной деятельности. Современные специалисты профессий «человек-знак», «человек-техника», «человек-природа», так же, как и представители социономических профессий, нуждаются в специальной коммуникативной подготовке, развитии коммуникативных умений и навыков.

33-41 19
Аннотация

Введение. Данное исследование посвящено использованию техники визуализации в ситуациях, которые сопровождаются тревожностью, стрессом и депрессивными состояниями. Актуальность данного исследования состоит в том, что в эпоху нестабильности и неопределенности люди испытывают стресс гораздо чаще. Данная техника может не только помочь поднять настроение, но и способствовать улучшению самочувствия. Визуализацию можно практиковать всякий раз, когда приближаются симптомы тревоги. Чтобы улучшить визуализацию, необходимо не просто знать, как это делать, но и практиковать несколько раз в день.

Цель. Изучить визуализацию — популярную технику релаксации, которая включает в себя использование воображения, чтобы испытать желаемое чувство, такое как умиротворение, уверенность и мотивация.

Материалы и методы. Методы визуализации и воображения (иногда называемые методом управляемых образов) предлагают несколько способов снижения стресса. Эти методы предполагают систематическую практику визуализации, в процессе которой создается подробный мысленный образ спокойной и неопасной окружающей среды.

Результаты иссследования. В нашем исследовании проверялись уровни тревоги и депрессии до и после использования методов визуализации. Кроме этого, метод визуализации был апробирован на реципиентах с положительными результатами, следовательно, может быть рекомендован для внедрения в качестве метода стабилизации эмоционального фона, для научения саморегуляции, развития когнитивных способностей и улучшения навыков общения. Все испытуемые продемонстрировали значительное улучшение состояния и снижение уровня стресса.

Обсуждение и заключение. Творческая визуализация не только помогает визуализировать благоприятное разрешение стрессовой ситуации, но и может служить «ментальной репетицией» для успеха в любой деятельности. Также визуализация может быть использована в качестве одной из копинг стратегий для повышения оптимизма и формирования стрессоустойчивости. Дальнейшие направления исследования обозначены в этой части статьи.

42-52 5
Аннотация

Введение. Данная статья представляет одно из немногих исследований, рассматривающих взаимосвязь между креативностью и приобщенностью к социальным сетям. В нем также изучается уровень рефлексии у активных пользователей виртуального пространства. Актуальность исследования также обусловлена быстрым ростом числа пользователей социальных сетей в период с 2021 по 2022 год.

Цель. Целью данной работы является исследование взаимосвязи активности в социальных сетях и уровня рефлексии и креативности у активных пользователей социальных сетей.

Материалы и методы. Для практического выполнения поставленных целей мы использовали несколько методик психологического тестирования: опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (ДТР) Д. А. Леонтьев. Е. Н. Осин, Методика диагностики личностной креативности Е. Е. Туник, авторская анкета для изучения приобщенности респондентов к социальным сетям, а также методы математической статистики: критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Пирсона. В качестве эмпирического объекта исследования выступили 145 респондентов разного возраста и разных профессий, а также студенты факультета МКМТ и фрилансеры.

Результаты исследования. Установлено, что активные пользователи имеют более высокие показатели по шкале «Квазирефлексия» и, отвлекаясь от событий, происходящих вокруг, предпочитают погружение в виртуальный мир, наполненный событиями и переживаниями, не имеющими отношения к актуальной жизненной ситуации. Показано, что уровень креативности у активных и неактивных пользователей социальных сетей не имеет значимых различий.

Обсуждение и заключение. Полученные нами данные не подтверждают исследования некоторых авторов о взаимосвязи креативности и рефлексии среди пользователей социальных сетей, а также о связи активности в социальных сетях с уровнем рефлексии. Таким образом, проведенное исследование позволяет расширить представления о психологических особенностях личности, проявляющихся в социальных сетях и определяющих поведение в социальных сетях, а также расширить диагностическую программу исследований психологических предикторов информационного поведения личности.

53-63 9
Аннотация

Введение. Современная ситуация все больше актуализирует проблемы свободы выбора, ответственности, самостоятельности в принятии решений, самореализации. Автономия как новообразование подросткового возраста на этапе юношества приобретает особую значимость и проявляется в принятии жизненно важных решений и первых самостоятельных выборов. В связи с этим, изучение факторов, влияющих на развитие и проявление автономии в юношеском возрасте, является важной исследовательской задачей.

Цель. Исследование особенностей развития личностной автономии в юношеском возрасте в зависимости от разных типов доверительных отношений.

Материалы и методы. Выборку составили юноши и девушки в возрасте 15–17 лет. Методический инструментарий: самоанализ уровня выраженности доверия к себе (Т. П. Скрипкина); «Опросник автономии» (О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева); методика «Изучение доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе» (А. Б. Купрейченко); опросник «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкин, А. М. Эткинд). Статистическими методами выступили: U-критерий Манна-Уитни, критерий rs-Спирмена.

Результаты исследования. В результате изучения влияния доверия и системы доверительных отношений на развитие автономии в юношеском возрасте обосновывается и эмпирически подтверждается тезис о том, что доверие к себе является условием развития автономии в юношеском возрасте; существуют различия в развитии автономии в юношеском возрасте в зависимости от разных типов доверительных отношений.

Обсуждение и заключение. Доверие к себе является условием развития автономии в юношеском возрасте. При разных типах доверительных отношений наблюдаются различия в развитии личностной автономии у юношей и девушек. Наиболее благоприятные условия для развития личностной автономии зафиксированы в таких типах доверительных отношений, где доверие к себе преобладает над доверием к миру.

64-72 16
Аннотация

Введение. Рефлексия как способность к самоанализу, критическому осмыслению настоящего и прогнозированию будущего, помогает личности справляться с текущей ситуацией неопределенности и является весьма актуальным объектом исследования. В статье проанализированы работы зарубежных и отечественных ученых в области рефлексии, самонаблюдения и отношения к временной перспективе, однако тема взаимосвязи ведущего типа рефлексии и временной перспективы не изучена.

Цель. Исследовать взаимосвязь типа рефлексии и отношения к временной перспективе у молодежи.

Материалы и методы. Основными инструментами исследования выбраны методики: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, «Методика изучения образа возможного будущего» В. Н. Петровой; «Дифференциальный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева, Е. М. Лаптевой, Е. Н. Осина и А. Ж. Салиховой; тест «Смысложизненные ориентации» по Д. А. Леонтьеву. Для статистического анализа достоверности различий применялся Н-критерий Крускелла-Уоллиса.

Результаты исследования. Исследование ответов респондентов (n = 228) позволили выявить различия в отношении к временной перспективе у респондентов с разным типом рефлексивности (системная рефлексия, квазирефлексия, интроспекция). Так, ведущий тип рефлексивности, квазирефлексия, отражается в большой направленности в будущее, фантазировании о нем, и поисках гедонизма в настоящем; преобладание интроспекции отражается в сложности осмысления прошлого опыта, вере в силу обстоятельств, более низким уровнем удовлетворенности процессом и результатом жизни; системная рефлексия отличается высоким уровнем самосознания, личностной зрелости, сформированности жизненных целей, ясности смысложизненных ориентаций.

Обсуждение и заключение. В заключении сделаны выводы о достоверности выявленных различий. Так, выявлены достоверные различия между группами по шкалам «фаталистическое настоящее», «процесс жизни», «результат жизни», «локус контроля Я», «локус контроля Жизнь», что говорит о том, что рефлексия служит одним из факторов, связанных с отношением к временной перспективе. Результаты исследования могут быть включены в обучающие курсы для студентов ВУЗов по предмету: «Психология жизненного пути».

73-80 9
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению проблемы психологического сопровождения формирования единого образовательного пространства Донбасса и Российской Федерации в новых социально-политических условиях. Обосновывается актуальность формирования единого образовательного пространства Донецкой Народной Республики и России в условиях «отмены» русской культуры со стороны западных стран и напряженной геополитической ситуации. Описывается особая роль психологической помощи в становлении новой системы образования в условиях повышенного стресса.

Цель. Раскрытие основных положений и принципов модернизации психологического сопровождения формирования единого образовательного пространства Донбасса и Российской Федерации.

Теоретическое обоснование. Описываются основные причины необходимости модернизации и совершенствования системы психологического сопровождения в учебных заведениях. Приводится перечень функций, которые выполняет педагог-психолог, работающий в учебных заведениях: проведение диагностики психоэмоционального состояния учащихся; консультирование родителей и преподавателей; создание благоприятного психологического климата; обеспечение школьников и студентов психологической защищенностью и пр. Перечисляются проблемы, препятствующие оказанию эффективной психологической помощи учащимся, которые включают низкую степень информированности о наличии такой возможности в учебном заведении, низкую степень доверия учащихся психологам и страх, что информация, полученная психологом во время психологических консультаций станет известна третьим лицам, отсутствие легкого и быстрого доступа к психологу.

Обсуждение результатов. Предлагается разработка стратегии быстрой психологической помощи в образовательных учреждениях и создание службы психологической помощи, основанной на своевременной идентификации потенциальных проблемных ситуаций с помощью мер профилактической диагностики, разработке алгоритма быстрой реакции, определении организационных моментов, создании условий для защиты конфиденциальности, обеспечения доступности психологической помощи и т.д.

81-88 9
Аннотация

Введение. Авторами показана актуальность исследования смыслообразующей стратегии избегания, являющейся дезадаптивной. Стратегия избегания не позволяет вырабатывать адекватное поведение в ситуациях взаимодействий.

Цель. Методическое обоснование структуры авторского опросника для изучения избегания в виде частного семантического дифференциала и совокупности входящих в него шкал личностных свойств.

Теоретическое обоснование. Показаны основания и специфика проявления смыслообразующей стратегии избегания. В её основе лежит уход от возникшей проблемы, бездействие, беспечность, инфантильность личности, стремление не выходить из зоны комфорта, прокрастинация, эскапизм, гедонизм, уход в виртуальную реальность. Представлена авторская методика выявления специфики стратегии избегания в виде частного семантического дифференциала личностных свойств, исходя из явления смыслового консонанса и диссонанса как совпадения и рассогласования. Авторский тест содержит девять биполярных семантических шкал личностных свойств, как особых меток-индикаторов смыслов. В процедуру валидации разработанной авторами методики на выборке 300 человек будут привлечены апробированные тестовые опросники из сопряженных психодиагностических сфер: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, методика Дж. Амирхана для выявления копинг-стратегий поведения в стрессовых ситуациях в адаптации В. Н. Ялтонского и Н. А. Сирота, тест К. Томаса для диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению в адаптации Н. В. Гришиной, Мельбурнский опросник принятия решений, адаптированный Т. В. Корниловой, и «Новый опросник толерантности к неопределенности» Т. В. Корниловой.

Обсуждение результатов. Авторы обращают внимание, что такой подход позволяет сформировать батарею тестов для корректного исследования особенностей стратегии избегания. На основе ансамблевых механизмов структуры свойств личности появляется возможность эмпирически выявлять многопрофильные портреты ценностно-смысловой сферы субъектов, реализующих стратегию избегания. Такие мультифакторные модели актуальных смысловых состояний эффективны для предсказания поведения человека и представляют собой малозатратные тестовые технологии.

89-98 15
Аннотация

Введение. Восприятие своего физического образа является одним из важнейших компонентов самосознания современных девушек. Восприятие своего тела оказывает влияние на эмоциональную сферу личности, профессиональное самоопределение и межличностное взаимодействие. Настоящая статья направлена на изучение восприятия физического Я в современной психологии. Результаты исследования могут быть применены в коррекционной работе психологов.

Цель. Выявить особенности восприятия физического образа Я у девушек-студенток.

Материалы и методы. В ходе исследования были опрошены студенты очной формы обучения по программе бакалавриата. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Опросник образа собственного тела» О. А. Скугаревского и С. В. Сивуха и «Методика исследования самоотношения» В. В. Столина. В ходе обработки данных применялся Т-критерий Вилкоксона для сравнения выборок с попарно сопряженными вариантами, U-критерий Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена, Н-критерий Краскела-Уоллиса, критерий расчета Z-преобразования Фишера для сравнения 2-х корреляций (2-х выборок), метода факторизации данных. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows». В исследовании приняли участие 60 студенток различных курсов обучения в возрасте от 17 до 25 лет.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования нами были выдвинута и подтверждена гипотеза о взаимосвязи показателей самоотношения у девушек-студенток с особенностями восприятия своего образа. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые сформулирован и апробирован пакет психодиагностических методик, направленных на выявления особенностей восприятия физического образа Я у девушек-студенток.

Обсуждение и заключение. Были выявлены показатели самоотношения, связанные с особенностями восприятия своего внешнего образа. Обнаружена взаимосвязь между удовлетворенностью своим телом и психологическими профилями социальных ориентаций.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

99-108 7
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению взаимосвязи между адаптированностью и психическим состоянием в ходе учебной деятельности у студентов 1 курса. Актуальность исследования объясняется тем, что функциональное состояние психики студентов является важной составляющей эффективного обучения в университете, однако в научной литературе данный вопрос освещен недостаточно. Данные о динамике функционального состояния психики, уровне адаптации и их взаимосвязи у студентов первого курса можно использовать для построения оптимальных форм проведения учебных занятий, а именно таких, благодаря которым студенты смогут активнее участвовать в занятиях, лучше воспринимать и использовать информацию.

Цель. Изучить взаимосвязь уровня адаптированности в университете у студентов-первокурсников и показателей их психоэмоционального состояния.

Материалы и методы. В качестве эмпирического объекта исследования выступали студенты 1 курса (n = 31) как мужского (n = 5), так и женского пола (n = 26). Для изучения адаптированности студентов была использована методика «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, а для оценки психического состояния использовался тест «САН» (Доскин, и др.). Тестирование первокурсников проводилось каждый день в течение недели в начале и в конце учебного занятия.

Результаты исследования. Было обнаружено наличие связи между адаптированностью к группе и самочувствием, активностью и настроением студентов. При этом такой связи не обнаруживается с показателем адаптированности к учебной деятельности.

Обсуждение и заключение. Самочувствие, активность и настроение студентов первого курса имеют тенденцию снижаться в ходе учебных занятий. Это согласуется с данными исследователей по данной теме: интенсивная умственная нагрузка будет приводить к росту напряжения и соответственному снижению показателей психоэмоционального состояния. Обнаружена взаимосвязь между адаптированностью к группе и показателями психоэмоционального состояния первокурсников. Результаты объясняются большей важностью для студентов адаптации к группе, нежели чем к относительно новому виду деятельности: любые изменения в социальном окружении будут сказываться на психических состояниях первокурсников, что подтверждается данными исследователей.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА 

109-118 8
Аннотация

Введение. В статье раскрывается содержание понятия коммуникативной компетентности как ключевой. Подчеркивается, что коммуникативные навыки в современном информационном обществе воспринимаются как базовые. Актуальность исследования заключается в необходимости интеграции знаний, полученных обучающимися в университете. Авторы подчеркивают необходимость формирования коммуникативных навыков в учебной и воспитательной деятельности, акцентируя внимание на сбалансированном сочетании учебной и внеучебной деятельности в вузе.

Цель. Изучение интеграционных механизмов формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов, соответствующих современным запросам работодателей.

Материалы и методы. В исследовании были использованы: Анкета по оценке основных параметров работы в команде и Опросник Р. М. Белбина, шкала «Способность к публичному выступлению», методики «Критерии оценки информативности речи», «Критерии оценки убеждающей речи» и «Самоанализ выступления».

Результаты исследования. Выявлен приоритет деятельностного подхода и индивидуализации образовательного процесса, базирующегося на активных методах обучения, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности обучающихся. Так, студенты, освоившие предлагаемые им учебные модули, способны верно маркировать ситуацию общения, выбирать адекватные коммуникативной ситуации тактики вербального поведения на любом уровне общения.

Обсуждение и заключение. Формирование коммуникативных навыков будущих специалистов осуществляется как при изучении студентами разнообразных дисциплин коммуникативной направленности, так и в результате их участия во внеучебной деятельности, связанной с разнообразными формами воспитательной работы, реализуемыми в университете, а также закрепляется в процессе прохождения различных видов практик



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.