Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Психологические предикторы адаптации образовательных мигрантов к трудной жизненной ситуации

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-62-76

Аннотация

Во Введении раскрывается понятие образовательной миграции как трудной жизненной ситуации, переживаемой студентами. Миграционные потоки студентов растут с каждым годом во всем мире, а значит изучение психологических особенностей этой группы молодежи, а также сложностей, с которыми они сталкиваются, является чрезвычайно актуальным для психологической науки. Сложившаяся во всем мире ситуация пандемии и вынужденной самоизоляции привела к еще более серьезным психологическим последствиям для образовательных мигрантов, ведь многие из них не могли вернуться на родину, либо приехать к месту учебы, что повышало тревожность за свое будущее и карьеру, за невозможность помочь своим близким и т. д. Проведенное эмпирическое исследование было посвящено изучению сложных жизненных ситуаций, их типов и распространенности на разных группах образовательных мигрантов в период пандемии COVID‑19. Новизна исследования заключается в изучении сложных жизненных ситуаций образовательных мигрантов. В разделе «Методы» описана эмпирическая база исследования. Её составили 380 человек – студенты высших учебных заведений Екатеринбурга и Томска в возрасте 18–22 с разным миграционным опытом. Исследование проводилось с помощью авторской анкеты, в которую вошли вопросы о переживании наиболее частовстречающихся сложных жизненных ситуаций для образовательных мигрантов этих регионов: заболевания коронавирусом, переживания о здоровье близких, несостоявшаяся поездка (фиксирующая сложности передвижения), сложности с учебой, проблемы в личной жизни, бытовые сложности. Раздел «Результаты» показывает, что принадлежность к группе «образовательных мигрантов» не влияет однозначно на специфику восприятия сложных жизненных ситуаций молодыми людьми, их частоту и типичность переживания. В разделе «Обсуждение результатов» полученные данные сравниваются с данными зарубежных исследователей, изучающих особенности адаптации образовательных мигрантов к новой образовательной и социально-психологической среде. Раздел «Выводы» гласит, что самыми «популярными» и значимыми с точки зрения феномена «сложных жизненных ситуаций» для респондентов оказались сложности с учебой и переживания о здоровье близких.

Об авторах

В. А. Клименко
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Виктор А. Клименко

Томск



А. В. Гришина
Донской государственный технический университет
Россия

Анастасия В. Гришина

г. Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Апанович М. Ю. Образовательная миграция в России: точки развития // Вестник науки и образования. 2015. №9(11). С. 79–82.

2. Игнатовский А. С., Штро Р. С. Ретроспективная оценка факторов профессионального самоопределения студентов российских ВУЗов // Тенденции науки и образования в современном мире. 2019. №. 48–2. С. 16–20.

3. Леонов Н. И., Хасан Ф. Х. Копинг-ресурсы иностранных студентов в трудной жизненной ситуации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2019. № 29(3). С. 291–297.

4. Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2010. № 3. С. 123–134.

5. Перикова Е. И., Бызова В. М., Ловягина А. Е. Психическая cаморегуляция студентов в трудных жизненных ситуациях // Вестник Вятского государственного университета. 2019. №2. С. 99–106.

6. Покровская Е. М., Смольникова Л. В., Ларионова А. В. Проблема создания модели социокультурной интеграции иностранных студентов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11(38). С. 124–127.

7. Рязанцев С. В. Мировой рынок труда и международная миграция. М.: Экономика, 2010. 303 с.

8. Трофимов Е. А., Трофимова Т. И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. С. 219–224.

9. Уляева Л. Г. Психологические ресурсы: понятие, виды, функции, роль в самореализации личности // Живая психология. 2019. Т. 6, № 4(24). С. 255–265.

10. Федотова В. А. Ценности россиян в контексте возрастных различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. №1. С. 78–86.

11. Чернышев К. А. Образование как фактор миграционной подвижности: опыт оценки и принятия управленческих решений на региональном уровне // Вопросы управления. 2014. № 6(12). С. 172–178.

12. Шпет Е. Н. Учебная миграция как инструмент для подготовки студентов вузов с использованием практик зарубежной образовательной системы // Научно-педагогическое обозрение. 2015. №1(7). С. 30–37.

13. Curșeu P. L., Coman A. D., Panchenko A., Fodor O. C., Rațiu L. Death anxiety, death reflection and interpersonal communication as predictors of social distance towards people infected with COVID 19. Current psychology. 2021. DOI: 10.1007/s12144-020-01171-8

14. Kocjan G. Z., Kavčič T., Avsec A. Resilience matters: Explaining the association between personality and psychological functioning during the COVID-19 pandemic // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2021. Vol. 21, Issue 1. 100198. DOI: 10.1016/j.ijchp.2020.08.002

15. Li H., Hafeez H., Zaheer M. A. COVID-19 and Pretentious Psychological Well-Being of Students: A Threat to Educational Sustainability. Frontiers in psychology. 2021. Vol. 11. 4034. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.628003

16. López J., Perez-Rojo G., Noriega C., Carretero I., Velasco C., Martinez-Huertas J. A., López-Frutos P., Galarraga L. Psychological well-being among older adults during the COVID-19 outbreak: a comparative study of the young-old and the old-old adults // International Psychogeriatrics. 2020. Vol. 32(11). P. 1365–1370. DOI: 10.1017/S1041610220000964

17. Zhai Y., Du X. Mental health care for international Chinese students affected by the COVID-19 outbreak. The lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7, Issue 4, e22. DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30089-4


Рецензия

Для цитирования:


Клименко В.А., Гришина А.В. Психологические предикторы адаптации образовательных мигрантов к трудной жизненной ситуации. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(1):62-76. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-62-76

For citation:


Klimenko V.A., Grishina A.V. Psychological predictors of adaptation of educational migrants to a difficult life situation. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(1):62-76. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-62-76

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+