Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Стратегии информационного поведения студентов в условиях трансформации медиапространства

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-24-34

Аннотация

Введение. В современном мире приобщение к медиа является регулярным процессом. Оно происходит с целью реализации потребности в информационном взаимообмене, коммуникации, отдыхе и развлечении. Личность находится в постоянном взаимодействии с субъектами и объектами медиаландшафта. Актуальность анализа поведенческих реакций студентов на изменение медиаландшафта обусловлена приостановлением деятельности популярных в молодежной среде социальных сетей и высокой поглощенностью человека медиапространством. Цель. Выявление адаптивных качеств студентов, их стратегий самоопределения и самопрезентации.

Материалы и методы. В исследовании использованы: методика «Опросник социально-психологической адаптации» (СПА) (в адаптации А. К. Осницкого), опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (СПСС) (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), а также авторская анкета, разработанная с целью установления характера взаимодействия с медиаконтентом и отношения к изменению условий доступа к нему. В исследовании приняли участие 176 студентов различных курсов обучения в университете, возрастом 17–21 и старше.

Результаты исследования. Приводятся данные об эмоционально-чувственном реагировании студенческой молодежи на изменения привычного для них повседневного приобщения к социальным сетям. Отражено, что студенты младших курсов испытывают противоречивые чувства к введению ограничений доступа к медиаресурсам. При этом они более негативно относятся к происходящим изменениям, в сравнении со старшими курсами. Выявлено, что большинству респондентов, независимо от их возраста, свойственно обходить введённые блокировки медиаконтента.

Обсуждение и заключения. Отражена взаимосвязь между адаптивными проявлениями личности и готовностью менять сложившуюся систему ежедневного медиапотребления в связи с изменениями. Представлены потенциальные возможности анализа медиаповедения.

Об авторах

М. А. Давыдова
Донской государственный технический университет,
Россия

Давыдова Мария Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент, заместитель декана по научно-методической работе

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Д. А. Дубовер
Донской государственный технический университе
Россия

Дубовер Денис Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



A. B. Гришина
Донской государственный технический университет
Россия

Гришина Анастасия Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, декан

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

 



Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. (2021). О важности медиаобразования: два урока пандемии. Меди@льманах, 1(102), 8–13.

2. Водопьянова, Н. Е. (2009). Психодиагностика стресса. Москва: Питер.

3. Жижина, М. В. (2012). Исследование взаимосвязи социальных представлений о массмедиа с медиаповедением личности. Социосфера, 2, 43–52.

4. Жилавская, И. В. (2011). Медиаповедение личности. Обретение смысла. Медиаскоп, 2, 31.

5. Коломиец, В. П. (2010). Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе. Социологические исследования, 1(309), 58–65.

6. Осницкий, А. К. (2004). Определение характеристик социальной адаптации. Психология и школа, 1, 43–56.

7. Федоров, А. В. (2004). Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма.

8. Abakumova, I., Zvezdina, E., Grishina, A. et al. (2020). University students’ attitude to distance learning in situation of uncertainty. E3S Web of conferences, 210, 18017. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018017

9. Grishina, A. V., Abakumova, I. V. (2020). Informational behavior in the COVID-19 pandemic: psychological predictors. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 8, 59–67. https://www.doi.org/10.23947/2334-8496-2020-8-SI-59-67

10. Heinonen, K. (2011). Consumer activity in social media: Managerial approaches to consumers’ social media behavior. Journal of consumer behaviour, 10(6), 356–364. https://doi.org/10.1002/cb.376

11. Hobfoll, S. E., Lilly, R. S. (1993). Resource Conservation as a Strategy for Community Psychology. Journal of Community Psychology, 21(2), 128–148. https://doi.org/10.1002/1520-6629(199304)21:2%3C128::AID-JCOP2290210206%3E3.0.CO;2-5

12. Kolomiets, V. P. (2021). Mediatization of the media as industrial transformation. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 26(4), 623–630. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-4-623-630

13. LaRose, R. (2010). The Problem of Media Habits. Communication Theory, 20(2), 194–222. https://doi.org/10.1111/j.1468-2885.2010.01360.x

14. Rogers, C. R., Dymond, R. F. (1954). Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: The University of Chicago Press.

15. Thompson, N., Wang, X., Daya, P. (2019). Determinants of news sharing behavior on social media. Journal of Computer Information Systems, 1–9. https://doi.org/10.1080/08874417.2019.1566803


Рецензия

Для цитирования:


Давыдова М.А., Дубовер Д.А., Гришина A.B. Стратегии информационного поведения студентов в условиях трансформации медиапространства. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(1):24-34. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-24-34

For citation:


Davydova M.A., Dubover D.A., Grishina A.V. Strategies of Students’ Information Behavior in the Transformation of Media Space. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(1):24-34. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-24-34

Просмотров: 1029


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+