Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Психолингвистические детерминанты отношения юношей и девушек к временной перспективе

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-13-23

Аннотация

Введение. Новая реальность, отличающаяся геополитической напряженностью, «кризисом достоверности» информации, которая лишает современного человека возможности антиципации предстоящих событий, вводит в ситуацию неопределенности, что делает особенно актуальным исследование отношения молодежи ко времени жизни. Проанализированы исследования зарубежных и отечественных ученых в области психолингвистики, представлений об образе будущего и отношения к временной перспективе. Обнаруженное отсутствие исследований психолингвистических детерминант отношения к временной перспективе у юношей и девушек обосновало новизну исследования.

Цель. Выявление и описание представления студентов о временной перспективе.

Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо), незаконченные предложения «Представления о времени жизни» (И. В. Абакумова; Е. М. Азарко, Н. Е. Комерова) и морфологический разбор на платформе RusTXT.RU.

Результаты исследования. Выявлено, что представления о временной перспективе складываются из приоритетных ценностей; системы личностных смыслов; механизмов самооценивания и самоконтроля; рефлексивного осознания прошлого; побуждающих желаний и установок. Психолингвистический анализ выявил лингвистические и смысловые конструкты, наиболее часто употребляемые молодыми людьми для описания отношения к прошлому, настоящему и будущему. Представлена авторская модель психолингвистических детерминант отношения к времени.

Обсуждение и заключения. Подчеркнута изменчивость отношения человека к прошлому, уникальность лексикона человека, обусловленная индивидуальным лингвистическим опытом. Отмечена высокая выраженность ориентации студентов на будущее. Показано, что частота употребления определенных частей речи меняется в зависимости от отношения к временной перспективе. Выявлено, что респонденты с высокой ориентацией на будущее и позитивным отношением к прошлому употребляют больше частей речи для описания прошлого и будущего. Их речь характеризуется большей конкретикой и словарным запасом, что говорит о сформированности представлений о жизни.

Об авторах

И. В. Абакумова
Донской государственный технический университет
Россия

Абакумова Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Е. М. Азарко
Донской государственный технический университет
Россия

Азарко Елена Матвеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Н. Е. Комерова
Донской государственный технический университет
Россия

Комерова Наталья Евгеньевна, ассистент кафедры «Общая и консультативная психология»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

 



Список литературы

1. Гринева, О. М. (2020). Психолингвистический анализ концепта «смысл коммуникации». Вопросы психолингвистики, 4(46), 21–34.

2. Заводчиков, Д. П. Ледерман, Н. Н. (2017). Основные теоретико-методологические подходы к изучению образа профессионального будущего. Современная высшая школа: инновационный аспект, 9 (4(38)), 160–170.

3. Койнова, А. А., Кужгельгенова, М. М. (2021). Ассоциативные методы психолингвистического анализа речи. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 4, 42–48.

4. Куликов, Л. В., Маленова, А. Ю., Потапова, Ю. В. И др. (2022). Психолингвистические особенности сетевой коммуникации молодых людей с разными половозрастными характеристиками. Вестник Омского университета. Серия «Психология», 1, 33–44.

5. Петрикова, Н. В. (2021). Уровень притязаний и качество содержания представлений о будущем старшеклассников. Психологические проблемы смысла жизни и акме, 1(1), 236–239. https://www.doi.org/10.24412/cl-35781-2021-1-236-239

6. Попова, О. Н. (2020). Прогнозирование эффективности самоопределения личности по характеристикам сбалансированности временной перспективы. Сибирский психологический журнал, 75, 195–208.

7. Самсоненко, Л. С. (2019). Изучение представлений о будущем у студентов на разных этапах обучения. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 4(29), 355–358. https://www.doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0084

8. Шилова, Н. П., Бруданов, П. П. (2020). Изменение представлений об образе будущего в юношеском возрасте. Психолог, 4, 45–59.

9. Barber, S. J., Lopez, N., Cadambi, K. et al. (2020). The limited roles of cognitive capabilities and future time perspective in contributing to positivity effects. Cognition, 200, 104267. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2020.104267

10. Demblon, J., D’Argembeau A. (2014). The organization of prospective thinking: Evidence of event clusters in freely generated future thoughts. Consciousness and Cognition, 24, 75–83. https://doi.org/10.1016/j.concog.2014.01.002

11. Finan, L. J., Linden-Carmichael, A. N., Adams, A. R. et al. (2022). Time perspective and substance use: an examination across three adolescent samples. Addiction Research & Theory, 30(2), 112–118. https://www.doi.org/10.1080/16066359.2021.1948537

12. Guo, M., Lou, Y., Zhang, N. (2022). Consideration of future consequences and self-control mediate the impact of time perspectives on self-rated health and engagement in healthy lifestyles among young adults. Current Psychology. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03135-6

13. Hallford, D. J., Yeow, J. J. E., Fountas, G. et al. (2020). Changing the future: An initial test of Future Specificity Training (FeST). Behaviour Research and Therapy, 131, 103638. https://doi.org/10.1016/j.brat.2020.103638

14. Komerova, N., Zvezdina, G., Elagina, M. et al. (2021). Characteristic Features of the Value-Semantic Sphere of Students with Various Attitudes to Past Experience. E3S Web of Conferences, 258, 07065. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807065

15. Märtsin, M. (2019). Beyond Past and Present: Meaning Making, Narrative Self and Future-Orientation. Integrative Psychological and Behavioral Science, 53, 669–678. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09488-1

16. Miner, A. S., Fleming, S. L., Haque, A. et al. (2022). Uncovering the linguistic characteristics of psychotherapy: a computational approach to measure therapist language timing, responsiveness, and consistency. medRxiv. https://doi.org/10.1101/2022.04.24.22274227

17. Przepiorka, A., Sobol-Kwapinska, M. (2021). People with Positive Time Perspective are More Grateful and Happier: Gratitude Mediates the Relationship Between Time Perspective and Life Satisfaction. Journal of Happiness Studies, 22, 113–126. https://doi.org/10.1007/s10902-020-00221-z


Рецензия

Для цитирования:


Абакумова И.В., Азарко Е.М., Комерова Н.Е. Психолингвистические детерминанты отношения юношей и девушек к временной перспективе. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(1):13-23. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-13-23

For citation:


Abakumova I.V., Azarko E.M., Komerova N.E. Psycholinguistic Determinants of the Attitude of Young People to the Time Perspective. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(1):13-23. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-13-23

Просмотров: 1055


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+