Психологические аспекты моделирования профессионально-личностного развития педагога в системе повышения квалификации
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-55-64
Аннотация
Во Введении дано обоснование актуальности исследования детерминации успешности моделирования профессионально-личностного развития педагога в системе повышения квалификации. Представлены результаты теоретического анализа психологических факторов, обеспечивающих продуктивный личностный рост и профессиональное развитие педагога в процессе непрерывного повышения квалификации. Описаны основные векторы активности педагога, направленной на позитивное преобразование, саморазвитие и преодоление рисков. Дана содержательная характеристика функций представлений педагогов о способах саморазвития, формирования способности к преадаптации как фактора повешения профессиональной успешности в условиях неопределённости. Новизна исследования заключается в выявлении и описании психологических особенностей моделирования профессионально-личностного развития педагога в системе повышения квалификации в условиях современных рисков. В содержании статьи включён сопоставительный анализ различных моделей профессионально-личностного развития педагога и их эффективности на практике.
В разделе Результаты показана роль самооценки компетентности и индивидуальных рисков в моделировании профессионального роста и достижения успеха в проектировании конструктивной индивидуальной траектории продвижения в педагогической деятельности. В данном модуле содержится анализ мотивации достижения и субъективного контроля, представлений педагогов о факторах продуктивного развития в условиях современных рисков.
В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования психологических аспектов моделирования профессионально-личностного развития педагога в системе повышения квалификации в условиях современных трансформаций. Данные эмпирического исследования показывают значение представлений педагогов о факторах успешного профессионального роста и построении индивидуальной траектории развития. Впервые показана роль рефлексии индивидуальных профессиональных рисков в определении продуктивной преобразующей активности педагогов в процессе непрерывного повышения квалификации.
В Заключении подчеркивается наличие связи степени рефлексии своих ресурсов и рисков и успешности профессионально-личностного роста педагогов. Делается вывод о том, что уровень осмысления профессионально-личностных затруднений в современной ситуации способствует формированию адекватной, конструктивной модели развития педагога. Приведена модель программы психологического обеспечения повышения уровня профессионально-личностного развития в системе повышения квалификации.
Об авторе
Т. В. СташковаРоссия
Татьяна В. Сташкова
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Abakumova, I. V., & Kagermazova, L. Ts. (2008). Semantic communications in educational process: the theory and technologies of the directed broadcast of meanings in training: Monograph. Nalchik: Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov. (in Russ.).
2. Aldrup, K., Carstensen, B., Köller, M. M., & Klusmann, U. (2020). Measuring Teachers’ Social-Emotional Competence: Development and Validation of a Situational Judgment Test. Frontiers in Psychology. Doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00892
3. Asmolov, A. G. (2015). Optics of enlightenment: socio-cultural perspectives. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie. (in Russ.).
4. Asmolov, A. G., Shechter, E. D., & Chernorizov, A. M. (2017). Preadaptation to uncertainty as a navigation strategy for developing systems: routes of evolution. Psychological Issues, 4, 3–26. (in Russ.).
5. Batarshev, A. V. (2014). Modeling professional and personal formation and development of a teacher of a professional school. Scientific and methodological e-journal “Concept”, 20, 1726–1730. (in Russ.).
6. Degterev, V. A., & Larionova, I. A. (2017). Integrative-differentiated approach in the system of continuous professional education of specialists in the social sphere: monograph. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. (in Russ.).
7. Hovhannisyan, L. A., Hakobyan, M. A., & Erovenko, V. N. (2016). Modeling of professional competence of a future teacher in the process of teaching pedagogical disciplines. Modern problems of science and education, 3, 211. (in Russ.).
8. Huang, L.H., Gui, B. (2014). Study on model and strategy of promoting the professional development of teachers under the network environment. Applied Mechanics and Materials, 644-650, 5602–5605. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/AMM.644-650.5602
9. Klusmann, U., Aldrup, K., Schmidt, J., & Lüdtke, O. (2020). Is emotional exhaustion only the result of work experiences? A diary study on daily hassles and uplifts in different life domains. Anxiety, Stress & Coping, 34(2), 173–190. doi: https://doi.org/10.1080/10615806.2020.1845430
10. Li, F., Yu, M. (2019). Research on strategies of improving professional development of teachers in MOOC era. ACM International Conference Proceeding Series, Part F148391, 146–150. https://doi.org/10.1145/3323771.3323787
11. Mitina, L. M. (2014). Psychology of personal and professional development of subjects of education. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya. (in Russ.).
12. Nikonenko, N. V. (2018). The relationship between the ego state of the personality and the motivation for success. The world of pedagogy and psychology, 1(18), 107–112. (in Russ.).
13. Risan, M. (2020). Creating theory-practice linkages in teacher education: Tracing the use of practice-based artefacts. International Journal of Educational Research, 104, 101670. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101670
14. Shcherbakova, T., Misirov, D., Guseva, T., Alexandrova, N., & Shostak, Y. (2020). The personality of the future teacher in the context of the challenges of the innovation space. In Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020). E3S Web of Conferences 210, 18049. doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018049
15. Unger, S., & Meiran, W. R. (2020). Student attitudes towards online education during the COVID-19 viral outbreak of 2020: Distance learning in a time of social distance. International Journal of Technology in Education and Science (IJTES), 4(4), 256–266. doi: https://doi.org/10.46328/ijtes.v4i4.107
Рецензия
Для цитирования:
Сташкова Т.В. Психологические аспекты моделирования профессионально-личностного развития педагога в системе повышения квалификации. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(3):55-64. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-55-64
For citation:
Stashkova T.V. Psychological aspects of modeling the professional and personal development of a teacher in the system of advanced training. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(3):55-64. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-55-64