Preview

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

Advanced search

Особенности словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях начальной школы

Abstract

Данная статья посвящена исследованию когнитивной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор предполагает, что современное окружение в виде разнообразных образовательных программ и обильного потока графической и звуковой информации оказывает немалое влияние на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях школьного обучения. В качестве теоретической базы в статье приводятся взгляды учёных, занимавшихся изучением словесно-логического мышления. Анализируя научную литературу, посвящённую теме развития мышления, автор утверждает, что для современных детей должно быть проведено новое исследование, учитывающее влияние окружающей среды. В данной статье описываются методы, используемые для изучения поставленной проблемы, и полученные результаты исследования. В качестве инструментария для диагностики словесно-логического мышления автор использует методику Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников». В результате проведённого исследования были получены следующие данные. Изменение словесно-логического мышления при переходе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, а также по мере передвижения от одной ступени школьного обучения к другой, носит неслучайный характер. Словесно-логическое мышление развивается в соответствии с взрослением младшего школьника. Более того, словесно-логическое мышление дошкольников и младших школьников находится на оптимальном уровне развития, лишь 3,4 % детей имеют уровень развития исследуемого вида мышления ниже среднего. Полученные результаты сопоставляются с имеющимися современными исследованиями, что демонстрирует улучшение показателей словесно-логического мышления детей. Кроме того, в статье приводится подтверждение гипотезы исследования о существовании связи между показателями словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях начальной школы.

About the Author

Галина Исаева
Донской государственный технический университет
Russian Federation


References

1. Belousova A., Mochalova U., Tushnova U. (2018). Predictors of detection of contradictions by primary school students: the relationship of giftedness and frustration. Cognitive modeling: Proceedings of the Sixth international forum on cognitive modeling (September 30-October 07, 2018, Тel-Aviv, Israel) In 2 parts. Part 2. Cognitive modeling in science, culture, education. Rostov-on-don: Foundation for Science and education, P. 216–222.

2. Belousova A, Muratova M. (2009). Joint activity of a child with an adult as a condition for the success of the correctional process. News of SFU. Pedagogical science. Rostov-on-don: Publishing house PI SFU. № 7. P.115–121.

3. Belousova A.K. (2012). Vozrastnaya psihologiya. Uchebnik [Age psychology. Textbook]. Rostov-on-don: Feniks. 392 p.

4. Vereyko I.N. (2015). Development of verbal and logical thinking in primary school children. Journal of scientific researches from theory to practice. No. 1 (2), P. 149–150.

5. Vygotsky L.S. (2016). Voprosy detskoj psihologii [questions of child psychology]. M.: Yurajt. 199 p.

6. Vygotsky L.S. (2017). Myshlenie i rech [Thinking and speech]. SPb.: Piter, 432 p.

7. Guseva N.S., Kletskina A.A. (2018). Study of the level of verbal and logical thinking in second graders. Materials of the 68th scientific-practical conference of teachers and students in 2 parts, P. 274–277.

8. Rean A.A. (2015). Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti [Human psychology from birth to death]. M.: AST. 591 p.

9. Rogov E.I. (2014). Nastolnaya kniga prakticheskogo psihologa v 2 ch. Chast 1. Sistema raboty psihologa s detmi raznogo vozrasta: praktich. posobie [Handbook of practical psychologist in 2 h. Part 1. The system of work of a psychologist with children of different ages: a practical guide]. М.: Yurajt. 412 p.

10. Rubinstein S.L. (2015). Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General psychology]. SPb.: Piter, 705 p.

11. Rudenskaya A.V. (2016). Intellectual operations "generalization" and "classification" as operational mechanisms of thinking – cognitive ability of the younger schoolboy. Young scientist. No. 7. P. 191–193.

12. Samkova I.A. (2019). Psychological conditions of cognitive activity development in preschool age. Psychological and pedagogical researches. Vol. 11. No. 1, P. 42–56.

13. Sergeeva E.S. (2015). Problems of studying verbal and logical thinking of children of primary school age. Scientific and methodical electronic journal "Concept". Vol. 10, P. 46–50.

14. Smirnova A.S., Levitskaya L.V. (2016). Features of development of thinking in primary school age. Young scientist. No. 11. P. 1783–1785.

15. Tikhomirov O.K. (1984). Psihologiya myshleniya: Uchebnoe posobie [Psychology of thinking: textbook]. M.: Moscow University Press. 272 p.

16. Belousova A., Kozhukhar G., Ryumshina L. (2015). Educational environment as a factor of pre-school children development. 8th International Conference of Education, Research and Innovation. Seville, Spain. 18-20 November. P. 4061–4067.

17. Belousova A., Muratova M. (2014). Characteristics of Visual Active Thinking of Preschoolers with General Speech Underdevelopment. Procedia Social and Behavioral Sciences. (25 August 2014). Third Annual International Conference «Early Childhood Care and Education». Edited by Nikolay Veraksa, Sonja Sheridan, Julia Elsner and Yuri Zinchenko. Vol. 146, P. 196–202.


Review

For citations:


  . Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2019;2(2):66-81. (In Russ.)

Views: 71


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

ISSN 2658-7165 (Online)

Contact with: Publisher / Editorial Office of the Journal

Publisher: Don State Technical University - DSTU, Rostov-on-Don, Russia - https://donstu.ru/en/

Editor-in-Chief: Irina V. Abakumova, Dr.Sci. (Psychology), Professor, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia) 

Don State Technical University
1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russia
tel.: +7(863) 238-13-56, e-mail: inovppd@gmail.com

16+