Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Арт-терапевтические методы работы психолога с тревожными подростками в образовательном учреждении

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-10-17

Аннотация

Тревожность является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются подростки. Факторы, способствующие тревожности у подростков, могут быть связаны с личностными особенностями, социальными, биологическими факторами, экономическими условиями. Все это обусловливает актуальность темы исследования и необходимость разработки и внедрения в образовательные учреждения коррекционно-развивающей программы, способствующей снижению уровня тревожности. Новизна исследования заключается в выявлении динамики тревожности и показателей самооценки у подростков после проведения коррекционных занятий с использованием арт-терапевтических методов.

Цель. Изучение динамики тревожности подростков в процессе реализации коррекционной программы методами арт-терапии.

Материалы и методы. Для оценки тревожности использовались шкала социально-ситуативной тревоги О. Кондаша и шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина), для измерения уровня самооценки – методика диагностики самооценки Т. Дембо – С. Рубинштейн. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 84 подростка (от 14 до 16 лет), обучающиеся в общеобразовательной школе. После проведения занятий по коррекции тревожности у подростков с применением методов арт-терапии были выявлены достоверно значимые различия по шкалам «самооценочная тревожность», «ситуативная тревожность» и по показателю «уверенность в себе». Установлено, что уровень самооценочной и ситуативной тревожности в экспериментальной группе ниже, а уверенность в себе выше, чем в контрольной группе.

Обсуждение результатов. Программа арт-терапевтических занятий с подростками позволила не только диагностировать, но и корректировать показатели, связанные с тревожностью и самооценкой. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в психологическом сопровождении тревожных подростков

Об авторе

Л. В. Косикова
Южный федеральный университет
Россия

Людмила Валентиновна Косикова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42



Список литературы

1. Астапов, В. М. и Вакнин, В. Е. (2023). Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: учебное пособие для вузов. Юрайт.

2. Джепарова, Ю. В. и Цветкова, С. Е. (2022). Изучение вопроса воздействия арт-терапии в исследованиях англоязычных авторов. Проблемы современного педагогического образования, 76–3, 264–267.

3. Евсеенкова, Е. В., Белогай, К. Н. и Борисенко, Ю. В. (2020). Развитие эмоциональной саморегуляции подростков средствами арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 31, 16–29. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.31.16

4. Казанцева, Н. В. (2023). Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ. В Преемственная система инклюзивного образования: современные вызовы. Материалы XII Международной научно-практической конференции (С. 94–96). Издательство «Познание»

5. Кашапов, М. М. и Кудрявцева А. А. (2021). Тревожность и тревога как личностный ресурс. Ярославский психологический вестник, 1(49), 22–26.

6. Копытин, А. И. (2021). Репортаж о международной научно-практической онлайн-конференции «Экологическая арт-терапия: международные и межкультурные перспективы». Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 10(1), 86–93. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-86-93

7. Копытин, А. И. (2012). Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. Когито-Центр.

8. Кузенко, С. С. и Гаркуша, Т. В. (2020). Влияние арт-терапии на снижение уровня тревожности у школьников. Мир университетской науки: культура, образование, 9, 221–232. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2020-09-221-232

9. Лебедева, Л. Д. (2019). Прием «art-therapy cleaning» в практике восстановительной арт-терапии. В Психология и социальная работа в современном здравоохранении: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию факультета социальной работы и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (С. 98–102). Волгоградский государственный медицинский университет.

10. Мусатова, К. А. (2020). Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арттерапии. Молодой ученый, 23(313), 557–559.

11. Прихожан, А. М. (2010). Психокоррекционная работа с тревожными детьми. Знание. Сусанина, И. В. и Пруцков, А. В. (2022). Актуальные направления арт-терапии (библиометрический анализ). Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 10(2(37)), 179–190. https://doi.org/10.23888/humJ2022102179-190

12. Хабиев, Т. Р. (2020). Взаимосвязь жизнестойкости и личностной тревожности у лиц подросткового возраста. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 197, 170–179.

13. Tafti, A. M., Azizi, R. Z. & Mohamadzadeh, S. (2021). A comparison of the diagnostic power of FEATS and Bender-Gestalt test in identifying the problems of students with and without specific learning disorders. The Arts in Psychotherapy, 73, 101760. http://doi.org/10.1016/j.aip.2021.101760

14. Goldner, L., Lev-Wiesel, R. & Binson, B. (2021). Perceptions of child abuse as manifested in drawings and narratives by children and adolescents. Frontiers in Psychology, 11, 562972. http://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.562972

15. Novo, R. N., Novo Muñoz, M. M., Cuéllar–Pompa, L. & Rodríguez Gómez J. A. (2021). Trends in Research on Art Therapy Indexed in the Web of Science: A Bibliometric Analysis. Frontiers in Psychology, 12, 752026. http://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.752026

16. Tang, Y. (2021). Art therapy: intervention study of immersive interaction animation on children with ADHD. E3S Web of Conferences, 271, 4. http://doi.org/10.1051/e3sconf/202127103048


Рецензия

Для цитирования:


Косикова Л.В. Арт-терапевтические методы работы психолога с тревожными подростками в образовательном учреждении. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(6):10-17. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-10-17

For citation:


Kosikova L.V. Art Therapeutic Methods of Work by a Psychologist with Anxious Teenagers in an Educational Institution. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(6):10-17. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-10-17

Просмотров: 378


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+