Взаимосвязь адаптации к группе и к деятельности с личностными характеристиками будущих педагогов
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-63-69
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи между показателями адаптации к деятельности обучения и к студенческой группе с личностными характеристиками будущих педагогов. Данная работа является актуальной, так как в существующих исследованиях в недостаточной мере раскрыты механизмы взаимосвязи личностных особенностей будущих педагогов с уровнем адаптации к условиям обучения в вузе. В статье раскрыты факторы и условия успешной адаптации, что может быть использовано в работе кураторов, наставников, руководителей студенческих групп, для повышения эффективности адаптации студентов к условиям обучения в вузе.
Цель: изучить взаимосвязь адаптации к группе и к деятельности с личностными характеристиками будущих педагогов.
Материалы и методы. Исследование проводилось на выборке студентов очной формы обучения, педагогических направлений подготовки, состоящей из 290 респондентов, среди которых 80 % – девушки, 20 % – юноши, в возрасте от 18 до 20 лет. В исследовании использовались следующие методики: «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, «Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста» в интерпретации А. Б. Хромова.
Результаты исследования. В результате анализа полученных эмпирических данных и использования корреляционного критерия rs-Спирмена, были выявлены статистически значимые корреляционные связи между уровнем адаптации к деятельности обучения в вузе и к учебной группе студентов с личностными характеристиками. Так обнаружена взаимосвязь между уровнем адаптации к деятельности обучения в вузе и показателем привязанности / обособленности (0,284 при rs = 0,000), а также корреляция между уровнем адаптации к студенческой группе и показателями экстраверсии / интроверсии (–0,521 при rs = 0,000) и экспрессивности / практичности (–0,125 при rs = 0,034).
Обсуждение результатов. Важным компонентом успешной профессиональной подготовки специалистов, является адаптация студентов к условиям обучения в вузе. Особенно, успешная адаптации, важна для студентов педагогических направлений подготовки, так как от успешности их адаптации во многом зависит их дальнейшее развитие в педагогической профессии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что характеристики личности играют одну из ключевых ролей в адаптации будущих педагогов.
Об авторе
И. Н. УлыбышеваРоссия
Ирина Николаевна Улыбышева, старший преподаватель
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Список литературы
1. Абдиева, Г. И. (2021). Возрастные особенности юношеского периода. Архивариус, 3(57). Авдеенко, А. С. (2016). Психологическая адаптация студентов вуза. Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, 4(2(13)), 4–8.
2. Анисимова, О. М. (2014). Уровень образования и самопонимание личности в период ранней взрослости. В «Ананьевские чтения – 2014»: материалы научной конференции (С. 297–298). Санкт-Петербургский государственный университет.
3. Батколина, В. В. (2018). К вопросу об адаптации студентов к условиям обучения в университете. В Цивилизация знаний: российские реалии: труды Девятнадцатой Международной научной конференции. Российский новый университет. Дубовицкая, Т. Д. (2010). Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование, 2(2), 1–12.
4. Кураева, А. М. (2017). Проблема профессиональной адаптации студентов. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 32, 352–354.
5. Ледовская, Т. В., и Солынин, Н. Э. (2020). Индивидуально-психологические особенности и успешность учебной деятельности студентов с организаторскими способностями. Вестник Вятского государственного университета, 1. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.015
6. Луну, А. А. (2017). Особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза. В Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции. Бриг.
7. Олейников, А. А., и Пенькова, А. С. (2016). Дефицит молодых специалистов в сфере образования. Science Time, 12(36).
8. Решетникова, Е. В. (2018). Психологические проблемы адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении (на примере института социальных наук ИГУ). В Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XVII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (С. 215–218). Иркутский государственный университет.
9. Хромов, А. Б. (2000). Пятифакторный опросник личности. Учебно-методическое пособие. Курганский государственный университет.
10. Di Battista, S., Pivetti, M., Melotti, G., & Berti, C. (2022). Lecturer Competence from the Perspective of Undergraduate Psychology Students: A Qualitative Pilot Study. Education Sciences, 12(2). https://doi.org/10.3390/educsci12020139
11. Halamish, V., Borovoi, L., & Liberman, N. (2017). The antecedents and consequences of a beyondchoice view of decision situations: A construal level theory perspective. Acta Psychologica, 173. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2016.12.002
12. Yaqan, E., Ozgenel, M., & Baydar, F. (2022). Professional self-understanding of teachers in different career stages: a phenomenological analysis. BMC Psychology, 10(57). https://doi.org/10.1186/s40359-022-00769-w
13. Zholudeva, S., Ulybysheva, I., Ivanova, L. (2022). Professional Representations of Students in Context of the Development of Digital Technologies. Lecture Notes in Networks and Systems, 247. https://doi.org/10.1007/978-3-030-80946-1_56
Рецензия
Для цитирования:
Улыбышева И.Н. Взаимосвязь адаптации к группе и к деятельности с личностными характеристиками будущих педагогов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(6):63-69. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-63-69
For citation:
Ulybysheva I.N. Relationship between Adaptation to the Group and to the Activity with the Personal Characteristics of Future Teachers. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(6):63-69. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-63-69