Связь эмоционального интеллекта с особенностями переживания счастья у студентов-психологов
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-15-27
Аннотация
Введение. Авторы рассматривают эмоционального интеллекта в научном психологическом сознании в качестве «живой основы» для объединения всех психических процессов. Утверждается, что эмоциональный интеллект связан с психическими состояниями и возможностью влияния на них, что задает новые перспективы для изучения самого интимного в человеческой природе явления — счастья.
Цель. Выявление взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и эмпатией, а также коррелятами переживания счастья у студентов магистратуры.
Материалы и методы. Выборку исследования составили 39 студенток-психологов магистратуры. Методический инструментарий составили «Тест эмоционального интеллекта Холла» и «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. Бойко). Для изучения деривативных ценностных характеристик переживания счастья и оценки выраженности «счастливости», оптимистичности и уровня здоровья как коррелятов счастья была разработана авторская анкета. Для статистического анализа использованы U-критерий Манна-Уитни, альфа Кронбаха, Хи-квадрат Пирсона, описательные статистики, а также методы корреляционного, факторного и кластерного анализа.
Результаты. Для лиц с высоким уровнем эмоционального интеллекта выявлены более высокие показатели оценок «счастливости» и оптимистичности. Факторная связанность показателей «счастливости» и оптимистичности с показателями эмоционального интеллекта и эмпатии, с «весовой» представленностью всех этих показателей с уровнем не ниже среднего, отмечена у 47 % респондентов выборки. Для лиц с высоким уровнем ЭИ обнаружена детерминированность «счастливости» с их обучением, самореализацией по специальности и общением. Выявлены связи уровня переживания «счастливости» с его частными предикторами: любовью, семьей, хобби, наличием друзей, материальным благополучием и самореализацией в профессии.
Обсуждение и заключение. Высокий уровень эмоционального интеллекта позитивно влияет на переживание «счастливости» и оптимистичности. При этом связь ЭИ с показателями «счастливости», оптимистичности и уровня здоровья представляется неоднородной и неоднозначной. Следует разделять понимание ЭИ с концентрацией аспекта анализа этого явления преимущественно на явлении всецело «эмпатирующего» отношения к Другому, и отдельно на способности «достаточно хорошо понимать других людей, но не иметь к ним интереса».
Ключевые слова
Об авторах
О. С. ВасильеваРоссия
Ольга Семеновна Васильева – кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры общей и педагогической психологии
Ростов-на-Дону
В. С. Голова
Россия
Виктория Сергеевна Голова – магистр кафедры психофизиологии и клинической психологии
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Андреева, И. Н. (2008). О становлении понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы психологии, 5, 83–96.
2. Андреева, И. Н. (2006). Эмоциональный интеллект: исследования феномена. Вопросы психологии, 3, 78–87.
3. Баймуханова, Б. К. (2018). Понятие «счастье» и его психологические особенности. Вестник науки и образования, 17–1(53), 111–113.
4. Блейхер, В. М., Крук, И. В., Боков, С. Н. (1996). Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс.
5. Верхотурова, Н. Ю. (2021). К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии. В Е. Л. Сорокина, Н. А. Одинокова (ред.): Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 112–120). Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы.
6. Дивисенко, К. С. (2013). Ценности и установки в структуре жизненного мира. Петербургская социология сегодня, 1, 159–174.
7. Короткая, С. С. (2019). Особенности Я-концепции и ценностно-смысловой сферы студентов-психологов с различным уровнем адаптационного потенциала личности. В: Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика. Сборник материалов второй всероссийской научно-практической конференции (С. 107–111). Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.
8. Критская, В. П., Мелешко, Т. К., Поляков, Ю. Ф. (1991). Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. Москва: МГУ.
9. Левит, Л. З., Радчикова, Н. П., Сапего, Е. И. (2013). Эмоциональное выгорание и эгоизм: особенности взаимодействия. Вестник Челябинского государственного университета, 34(325), 45–51.
10. Матренин, Д. И., Харитонова, И. В. (2019). Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации. Universum: Психология и образование, 1(55), 13–15.
11. Найдыш, О. В. (2011). «Жизненный мир» и обыденное сознание. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: философия, 1, 55–61.
12. Наследов, А. Д. (2006). Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Речь.
13. Омельчанко, Е. В. (2016). Проблема «здорового эгоизма» в работах З. К. Столицы. В: Актуальные проблемы гуманитарных и правовых знаний в контексте инновационных практик. Сборник статей (С. 135–138). Москва: Перо.
14. Пилишвили, Т. С., Савушкина, А. И., Данилова, А. Н. и др. (2021). Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов. Образование и наука, 23(4), 126–156.
15. Рожкова, А. А. (2008). «Необходимая любовь» Симоны де Бовуар: «Lettres a Sartre 1930–1939; 1940–1963». Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 9(1–2), 44–51.
16. Сатуева, И. С., Хажуев, И.-С. А. (2020). Соотношение понятий базисные убеждения и ценностные ориентации. В: Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Том 2 (С. 175–177). Пенза: Наука и Просвещение.
17. Трифонова, Т. А., Климанова, Н. Г., Кабирова, А. А. (2021). Специфика ценностно-смысловой сферы личности студентов вуза в контексте профессиональной идентичности. В: Современное состояние и перспективы развития психологи труда и организационной психологии (С. 518–537). Москва: Институт психологии РАН.
18. Холодная, М. А. (2002). Психология интеллекта. Парадоксы исследования (монография). 2 изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: Питер.
19. Челышев, П. В. (2017). Диалектика обыденного и специализированного сознания. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 5(79), 198–201.
20. Штуден, Л. Л. (2015). Парадоксы обыденного сознания. Идеи и идеалы, 2–1(23), 13–21.
21. Johnson, S. M. (1985). Characterological transformation: the hard work miracle. New York: W. W. Norton.
22. Johnson, S. M. (1987). Humanizing the Narcissistic Style. New York: W. W. Norton.
23. Kernberg, O. F. (1975). Borderline Conditions and Pathological Narcissism. New York: J. Aronson.
24. Kohut, H. (1972). Thoughts on Narcissism and Narcissistic Rage. The Psychoanalytic Study of the Child, 27, 360–400.
25. McWilliams, N. (1984). The psychology of the altruist. Psychoanalytic Psychology, 1(3), 193–213. http://doi.org/10.1037/0736-9735.1.3.193
26. Ryff, C. D., Singer, B. (2000). Interpersonal Flourishing: A Positive Health Agenda for the New Millennium. Personality and Social Psychology Review, 4(1), 6–14. https://doi.org/10.1207/S15327957PSPR0401_4
Рецензия
Для цитирования:
Васильева О.С., Голова В.С. Связь эмоционального интеллекта с особенностями переживания счастья у студентов-психологов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(2):15-27. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-15-27
For citation:
Vasil’eva O.S., Golova V.S. The relation of emotional intelligence with the peculiarities of experiencing happiness in psychology students. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(2):15-27. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-15-27