Анкетирование студентов как инструмент совершенствования учебного процесса в высшем образовании
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-9-18
Аннотация
Введение. Актуальность выбранной тематики обоснована необходимостью совершенствования учебного процесса с целью повышения качества образования и удовлетворенности обучающихся высших учебных заведений. Одним из эффективных способов получения обратной связи от студентов по итогам изучения дисциплины представляется анкетирование. Однако методика проведения анкетных опросов требует корректировки в направлении повышения вовлеченности обучающихся.
Цель. Определение потенциала использования метода анкетирования студентов для улучшения процесса обучения и повышения удовлетворенности студентов результатами изучения дисциплин.
Материалы и методы. Методология исследования основана на эксперименте, предполагающем анкетирование студентов, последующую модификацию практики преподавания на основе полученных результатов и анкетирование студентов, которые изучили предмет после внедрения корректировок. Опрос проведен с использованием разработанной анкеты, включающей вопросы, касающиеся различных аспектов обучения.
Результаты исследования. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что получение обратной связи от студентов позволяет определить направления совершенствования процесса преподавания с целью повышения эффективности достижения результатов обучения и повышения удовлетворенности студентов. Обучающиеся, принявшие участие в исследовании, не только оценили различные элементы процесса обучения, но и сформулировали конкретные предложения по его улучшению. Исследование показало значимость применения различных, в том числе интерактивных методов обучения и задач, способствующих развитию критического мышления, а также получения регулярной обратной связи от преподавателя для повышения мотивации студентов. На основании данных выводов авторами предложен уникальный инструмент, который следует применять преподавателю в конце каждого занятия – рефлексия в виде синквейна.
Обсуждение результатов. Полученные выводы соответствуют результатам других исследований, посвященных проблематике анкетирования студентов для совершенствования практики преподавания. Опрос также позволяет вовлечь студентов в процесс построения программы и выбора методов обучения с учетом их потребностей. Одним из ограничений используемого подхода является использование одного источника информации в виде обратной связи от студентов с помощью анкетирования, в то время как в некоторых исследованиях подчеркивается эффективность сочетания анкетирования с другими методами оценки качества обучения для повышения достоверности результатов.
Об авторах
Людмила С. МедведеваРоссия
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Наталья С. Землякова
Россия
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Марьям Д. Ильязова
Россия
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук и психологии, Астраханский государственный технический университет (Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 16/1)
Список литературы
1. Гурина, Р. В., Морозова, Е. В., и Леонтьева, Л. Н. (2021). Оценка удовлетворенности студентов физико-технического профиля университета онлайн-обучением. Профессиональное образование в современном мире, 11(4), 84–96. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-10
2. Зборовский, Г. Е. (2021). Удовлетворенность студентов колледжей и вузов образованием: сравнительный анализ. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 27(4), 177–192. https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.4.086
3. Коренев, А. А. (2018). Обратная связь в обучении и педагогическом общении. Rhema. Рема, 2, 112–127.
4. Образцов, И. В., и Половнёв, А. В. (2017). Удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе: социологический анализ на примере МГЛУ. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки, 2(786), 221–241.
5. Фомин, А. Е. (2022). Оценка студентами различных форматов обратной связи об академических достижениях в условиях «онлайн» и «офлайн» обучения. Психологические исследования, 15(84). 7. https://doi.org/10.54359/ps.v15i84.1229
6. Al Ansari, A., Strachan, K., Al Balooshi, S., Al-Qallaf, A., & Ottom, S. (2020). Influence of student feedback on the quality of teaching among clinical teachers in Bahrain. Medical Science Educator, 30(1), 253–262. https://doi.org/10.1007/s40670-019-00892-1
7. Aldrifge, J. M., & Bianchet, S. (2022). Using student feedback about the learning environment as a starting point for co-construction. Learning Environments Research, 25, 939–955. https://doi.org/10.1007/s10984-021-09403-9
8. Borch, I., Sandvoll, R., & Risør, T. (2020). Discrepancies in purposes of student course evaluations: what does it mean to be “satisfied”? Educational Assessment, Evaluation and Accountability, 32, 83–102. https://doi.org/10.1007/s11092-020-09315-x
9. Centoni, M., & Maruotti, A. (2021). Students’ evaluation of academic courses: an exploratory analysis to an Italian case study. Studies in Educational Evaluation, 70, 101054. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.101054
10. Dawson, P., Henderson, M., Mahoney, P., Phillips, M., Ryan, T., Boud, D., & Molloy, E. (2019). What makes for effective feedback: staff and student perspectives. Assessment & Evaluation in Higher Education, 44(1), 25–36. https://doi.org/10.1080/02602938.2018.1467877
11. Gan, Z., An, Z., & Liu, F. (2021). Teacher feedback practices, student feedback motivation, and feedback behavior: how are they associated with learning outcomes? Frontiers in Psychology, 12, 697045. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.697045
12. Henderson, M., Ryan, T., & Mahoney, P. (2019). The usefulness of feedback. Active Learning in Higher Education, 22(3), 229–243. https://doi.org/10.1177/1469787419872393
13. Kanwar, A., & Sanjeeva, M. (2022). Student satisfaction survey: a key for quality improvement in the higher education institution. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 11, 27. https://doi.org/10.1186/s13731-022-00196-6
14. Medina, M. S., Smith, W. T., Kolluru, S., Sheaffer, E. A., & DiVall, M. (2019). A review of strategies for designing, administering, and using student ratings of instruction. American Journal of Pharmaceutical Education, 83(5), 7177. https://doi.org/10.5688/ajpe7177
15. Martinez, F., Taut, S., & Schaaf, K. (2016). Classroom observation for evaluating and improving teaching: An international perspective. Studies in Educational Evaluation, 49, 15–29. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2016.03.002
16. Winstone, N. E., Ajjawi, R., Dirkx, K., & Boud, D. (2021). Measuring what matters: the positioning of students in feedback processes within national student satisfaction surveys. Studies in Higher Education, 47(7), 1524–1536. https://doi.org/10.1080/03075079.2021.1916909
17. Zeng, L. M. (2020). Peer review of teaching in higher education: A systematic review of its impact on the professional development of university teachers from the teaching expertise perspective. Educational Research Review, 31, 100333. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100333
18. Zhao, L., Xu, P., Chen, Y., & Yan, S. (2022). A literature review of the research on students’ evaluation of teaching in higher education. Frontiers in Psychology, 13, 1004487. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1004487
Рецензия
Для цитирования:
Медведева Л.С., Землякова Н.С., Ильязова М.Д. Анкетирование студентов как инструмент совершенствования учебного процесса в высшем образовании. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(1):9-18. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-9-18
For citation:
Medvedeva L.S., Zemlyakova N.S., Ilyazova M.D. Student Survey as a Tool for Improving the Educational Process in Higher Education. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(1):9-18. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-9-18