Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологической разумности подростков с характеристиками стиля воспитания матери

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-38-48

Аннотация

Введение. Статья направлена на изучение связи эмоционального интеллекта и психологической разумности подростков с характеристиками отношения матери к ребенку. Новизна исследования состоит в том, что сегодня в российских научных работах тема психологической разумности освещена недостаточно. Исследование ее связей с эмоциональным интеллектом позволит понять соотношение между этими характеристиками для более глубокого понимания эмоциональной сферы подростков, а исследование связей со стилем воспитания матери позволит лучше понять процесс ее формирования. 

Цель. Исследовать взаимосвязи эмоционального интеллекта и психологической разумности подростков с особенностями материнского отношения к ним.

Материалы и методы.  В качестве эмпирического объекта были исследованы подростки в возрасте от 13 до 15 лет (n=43).  Для изучения эмоционального интеллекта была использована методика «Эмоциональный интеллект подростков» (Садоков, Воронкин), для исследования психологической разумности применялась «Шкала психологической разумности, ШПР/PMS» в адаптации Новиковой, Корниловой. При помощи методики «Подростки о родителях» устанавливались характеристики отношения матери к подростку.

Результаты исследования. Эмоциональный интеллект подростков имеет тенденцию к низким показателям при сохранении средних значений психологической разумности. Обнаружены статистически значимые отрицательные связи между враждебностью, непоследовательностью, критичностью матери к подростку с факторами эмоционального интеллекта и психологической разумности.  Также выявлена положительная связь между близостью матери с подростком и его психологической разумностью.

Обсуждение результатов. Полученные результаты находят свое подтверждение в концепциях других авторов. Так, сохранение среднего уровня психологической разумности при низком эмоциональном интеллекте подростков объясняется обилием психологической информации в интернет-пространстве, в котором подростки проводят большую часть времени. Также находят свое подтверждение данные об отрицательной связи враждебности и критики матери с уровнем эмоционального интеллекта и психологической разумности: отвергающие, игнорирующие и критикующие подростка родители, преимущественно могут воспитать подростков с низким уровнем эмоционального интеллекта, не стремящихся к обсуждению своих проблем. 

Об авторах

Лаура Ц. Кагермазова
Чеченский государственный педагогический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор РАО, профессор кафедры психологии, Чеченский государственный педагогический университет (364024, Российская Федерация, г. Грозный, пр. Исаева, 62)



Евгений А. Проненко
Донской государственный технический университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), Scopus ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57351954200



Список литературы

1. Андреева, И. Н. (2011). Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ.

2. Андреева, И. Н. (2003). Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков. В Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции (С. 194–196), 5. Минск: Женский институт «Энвила».

3. Вассерман, Л. И., Горьковая, И. А., и Ромицына, Е. Е. (2001). Подростки о родителях. СПб.: ФАРМиндекс.

4. Гарскова, Г. Г. (1999). Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию. В Ананьевские чтения: тезисы научно-практической конференции (С. 26–29). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета.

5. Загвоздкин, В. К. (2008). Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания. Культурно-историческая психология, 4 (2), 97–103.

6. Клыпа, О. В., и Стежко, П. А. (2019). Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков. Проблемы современного педагогического образования, 64 (3), 297–301.

7. Наймушина, Л. М. (2020). История становления понятия "эмоциональный интеллект" в психологической науке. Педагогика: история, перспективы, 3(4), 63–70.

8. Новикова, М. А., и Корнилова, Т. В. (2014). "Психологическая разумность" в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника). Психологический журнал, 35 (1), 95–110.

9. Путилова, О. В., Виндекер, О. С. и Сморкалова, Т. Л. (2019). Исследование психологической разумности в связи с разными типами рефлексии. В Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире: сборник научных трудов XXI российской научно-практической конференции (с. 276–285). Екатеринбург: Гуманитарный университет.

10. Садокова, А. В., и Воронкина, П. М. (2015). Методика исследования эмоционального интеллекта подростков. Психологическая диагностика, 4, 106–125.

11. Туракулова, И. (2023). Психологическое просвещение как составляющая психологической помощи населению. Journal of Pedagogical and Psychological Studies, 1(12), 11–15.

12. Фофанова, Г. А., Позднякова, А. В. (2017). Эмоциональный интеллект студентов с различной степенью вовлеченности в электронные социальные сети. Журнал Белорусского государственный университет. Философия. Психология, 1, 120–126.

13. Applebaum, S. A. (1973). Psychological-mindedness: Word, concept, and essence. International Journal of Psychoanalysis, 54, 35–46.

14. Beitel, M., Ferrer, E., & Cecero, J. J. (2005). Psychological mindedness and awareness of self and others. Journal of Clinical Psychology, 61(6), 739–750. https://doi.org/10.1002/jclp.20095

15. Bourne, K., Berry, K., & Jones, L. (2013). The relationships between psychological mindedness, parental bonding and adult attachment. Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 87(2), 167–177. https://doi.org/10.1111/papt.12007

16. Cherniss, C., Extein, M., Goleman, D., & Weissberg, R. P. (2006). Emotional Intelligence: What Does the Research Really Indicate? Educational Psychologist, 41(4), 239–245. https://doi.org/10.1207/s15326985ep4104_4

17. Farber, B. A. (1985). The genesis, development, and implications of psychological mindedness in psychotherapists. Psychotherapy, 22, 170–177.

18. Gottman, J. (1997). Kinder brauchen emotionale Intelligenz. Munchen: Heyne.

19. Gough, H. (1975). California Psychological Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.

20. Lee, S. J., Li, L., & Thammawijaya, P. (2013). Parenting styles and emotional intelligence of HIV-affected children in Thailand. AIDS Care, 25(12), 1536–1543. https://doi.org/10.1080/09540121.2013.793264

21. Martinez, M. N. (1997). The smarts that count. HR Magazine, 42(11), 72–8.

22. Martinez-Pons, M. (1998). Parental Inducement of Emotional Intelligence. Imagination. Cognition and Personality, 18(1), 3–23. https://doi.org/10.2190/u2lj-3b8u-m9mg-dmjg

23. Mayer, J. D., Salovey, P. (1995). Emotional intelligence and the construction and regulation of feelings. Applied and Preventive Psychology, 4(3), 197–208. https://doi.org/10.1016/s0962-1849(05)80058-7

24. Nyklíček, I., & Denollet, J. (2009). Development and evaluation of the Balanced Index of Psychological Mindedness (BIPM). Psychological Assessment, 21(1), 32–44. https://doi.org/10.1037/a001441810.1037/a0014418

25. Rogawski, A. S. (1982). Current status of brief psychotherapy. Bulletin of the Menninger Clinic, 46(4), 331–351.

26. Salovey, P., & Mayer, J. D. (1990). Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality, 9, 185–211.

27. Shill, M. A., & Lumley, M. A. (2002). The Psychological Mindedness Scale: Factor structure, convergent validity and gender in a non-psychiatric sample. Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 75(2), 131–150. https://doi.org/10.1348/147608302169607

28. Wolitzky, D. L., & Reuben, R. (1974). Psychological-Mindedness. Journal of Clinical Psychology, 30(l), 26-30.


Рецензия

Для цитирования:


Кагермазова Л.Ц., Проненко Е.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологической разумности подростков с характеристиками стиля воспитания матери. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(1):38-48. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-38-48

For citation:


Kagermazova L.Ts., Pronenko E.A. The Relationship of Emotional Intelligence and Psychological Reasonableness of Adolescents with the Peculiarities of Child-parent Relations. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(1):38-48. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-38-48

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+