Исследование взаимосвязи между временной перспективой и чертами становящейся взрослости у молодых людей в зависимости от наличия опыта работы
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-29-42
EDN: CXEYUS
Аннотация
Введение. Работа нацелена на изучение проявлений временной перспективы и черт становящейся взрослости, а также их взаимосвязей у молодых людей с опытом работы и без него. Актуальность исследования объясняется существующей тенденцией к инфантилизации молодежи, что выражается в увеличении среднего возраста начала профессиональной и семейной жизни. Новизна работы заключается в том, что временная перспектива и наличие опыта работы рассматриваются в качестве основных предикторов повышенного проявления черт становящейся взрослости.
Цель. Изучить взаимосвязи между временной перспективой личности и чертами становящейся взрослости у молодежи с опытом работы и без него.
Материалы и методы. В ходе исследования опрошено 47 человек в возрасте от 18 до 25 лет, среди которых 26 человек обладают опытом выполнения профессиональной деятельности, а 21 человек не имеют опыта работы. Для достижения цели исследования были использованы: методика «Черты становящейся взрослости», методика «Уровень выраженности инфантилизма», опросник «Временная перспектива личности Зимбардо», а также авторская анкета-опросник. Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием методов статистической обработки данных.
Результаты исследования. Установлено, что молодые люди без опыта работы в большей степени ориентированы на настоящее время с фаталистической и гедонистической установкой по отношению к нему. Они также в большей степени склоны к экспериментированию, направленности на себя, а также к повышению некоторых признаков инфантилизма в сравнении с молодыми людьми с опытом работы. Обнаружены статистически значимые взаимосвязи между временными ориентациями личности и чертами становящейся зрелости, инфантилизмом, которые могут изменяться в зависимости от наличия опыта работы.
Обсуждение результатов. Проведенное исследование подтверждает существование тенденции отложенного взросления среди молодежи. Проявление черт более детской позиции молодых людей, таких, как направленность на себя, экспериментирование, неупорядоченность поведения, инфантилизм, низкие показатели трудовой мотивации могут объясняться несбалансированностью их временной перспективы. Ориентация на фаталистическое и гедонистическое настоящее, которую демонстрируют молодые люди, может выступать в качестве механизма адаптации молодых людей в условиях неопределенности их социальной позиции.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. НайденоваРоссия
Найденова Елизавета Витальевна, магистрант
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
А. В. Ламтева
Россия
Алина Владимировна Ламтева, преподаватель кафедры мировых языков и культур
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. (1987). Жизненные перспективы личности. В Психология личности и образ жизни (С. 137–145). Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука».
2. Авилушкина, А. А., и Дерманова, И. Б. (2014). Психологический возраст и временная перспектива личности в период ранней взрослости. Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ, 2, 3–10.
3. Гавриленко, В. А. (2013). К вопросу об инициации в современном проевропейском российском обществе. В Мировое сообщество: проблемы социально-экономического и духовно-политического развития: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции (С. 140–144). Пензенский государственный университет.
4. Головаха, Е. И. (1989). Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [тезисы канд. дисс.]. Киев.
5. Ерофеева, В. Г. (2023). Черты становящейся взрослости: адаптация опросника в российской культуре. Социальная психология и общество, 14(3), 187–204.
6. Киреева, З. (2021). Особенности временной перспективы и поиск смысла. Norwegian Journal of Development of the International Science, 73–2, 68–73.
7. Курденко, А. Н. (2015). Личностные особенности и становление временной перспективы личности. Наука XXI века: проблемы и перспективы, 1 (3), 54–58.
8. Курышева, О. В. (2014). Социально-психологический анализ возрастных норм. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3, 6–16.
9. Лебедева, А. А., и Василенко, В. Е. (2015). Психологическое время и саморегуляция поведения личности в разные периоды взрослости. Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ, 3, 91–96.
10. Лобанова, Н. И., и Логунова, Л. В. (2012). Феномен «отложенного взросления» в контексте системы обязательного общего образования: социально-философский анализ. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 122–128.
11. Максимова, Е. С. (2023). Особенности временной перспективы студентов, имеющих и не имеющих профессиональный опыт. В XXVII Царскосельские чтения. Год педагога и наставника: Материалы международной научной конференции (С. 272–276). Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.
12. Михайлова, О. Б. (2021). Инфантилизм молодежи как проблема современного общества. В Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (С. 195–199). ИТ «Ариал».
13. Панина, Н. В. (1982). Социальный статус и стиль жизни личности. В Стиль жизни личности (С. 286–307). Наукова думка.
14. Руденко, С. В. (2019). Особенности временной перспективы студенческой молодежи в контексте социальной идентичности. Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология, 1, 89–95.
15. Серегина, А. А. (2006). Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи [докторская диссертация]. Москва.
16. Сурикова, Я. А. (2012). Объективные и субъективные факторы построения временной перспективы личности (теоретический аспект). В Теоретические аспекты современных гуманитарных наук (С. 163–172). Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга.
17. Сырцова, А., Соколова, Е. Т., и Митина, О. В. (2008). Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо. Психологический журнал, 29(3), 101–109.
18. Arnett, J. (2006). Emerging adulthood in Europe: A response to Bynner. Journal of Youth Studies, 9(1), 111–123. https://doi.org/10.1080/13676260500523671
19. Arnett, J. J. (2000). Emerging adulthood. A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, 55(5), 469–480. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.5.469
20. Arnett, J. J. (2002). The psychology of globalization. American Psychologist, 57(10), 774–783. https://doi.org/10.1037/0003-066x.57.10.774
21. Boniwell, I., & Zimbardo, P. G. (2015). Balancing Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning. In J. Stephen (ed.) Positive Psychology in Practice (P. 223–236). Wiley. https://doi.org/10.1002/9781118996874.ch13
22. Brzezińska, A. I., Czub, T., Czub, M., Kaczan, R., Piotrowski, K., & Rękosiewicz, M. (2012). Postponed or delayed adulthood? In E. Nowak, D. E. Schrader, B. Zizek (eds.), Educating competencies for democracy (P. 103–125). Peter Lang Verlag.
23. Brzezińska, A. I., Kaczan, R., Piotrowski, K., & Rękosiewicz, M. (2011). Postponed adulthood: fact or artefact? Kwartalnik Nauka, 4, 67–107.
24. Buchmann, M. (1989). The script of life in modern society: Entry into adulthood in a changing world. University of Chicago Press.
25. Corijn, M., & Klijzing, E. (2001). Transitions to adulthood in Europe. Kluwer.
26. Douglass, C. B. (2007). From Duty to Desire: Emerging Adulthood in Europe and Its Consequences. Child Development Perspectives, 1(2), 101–108. http://dx.doi.org/10.1111/j.1750-8606.2007.00023.x
27. Dunkel, C. S., & Weber, J. L. (2010). Using Three Levels of Personality to Predict Time Perspective. Current Psychology, 29(2), 95–103. http://dx.doi.org/10.1007/s12144-010-9074-x
28. Freund, A. M, Nikitin, J., & Ritter, J. O. (2009). Psychological consequences of longevity: the increasing importance of self-regulation in old age. Human Development, 52(1), 21–37. http://dx.doi.org/10.1159/000189213
29. Kauffman, D. F., & Husman, J. (2004). Effects of Time Perspective on Student Motivation: Introduction to a Special Issue. Educational Psychology Review, 16, 1–7. http://dx.doi.org/10.1023/B:EDPR.0000012342.37854.58
30. Lennings, C. J., Burns, A. M., & Cooney, G. (1998). Profiles of time perspective and personality: developmental considerations. The Journal of psychology, 132(6), 629–641. https://doi.org/10.1080/00223989809599294
31. Luyckx, K., Schwartz, S. J., Goossens, L., & Pollock, S. (2008). Employment, Sense of Coherence, and Identity Formation. Journal of Adolescent Research, 23, 566–591.
32. Marks, F. R. (1975). Detours on the road to maturity: A view of the legal conception of growing up and letting go. Law and Contemporary Problems, 39(3), 78–92.
33. Mello, Z. R., & Worrell, F. C. (2014). The Past, the Present, and the Future: A Conceptual Model of Time Perspective in Adolescence. In M. Stolarski, N. Fieulaine, W. van Beek (eds) Time Perspective Theory; Review, Research and Application (P. 115–129). Springer, Cham. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-07368-2_7
34. Nuttin, J. R. (1964). The future time perspective in human motivation and learning. Acta psychologica, 23, 60–82. https://doi.org/10.1016/0001-6918%2864%2990075-7
35. Salmela-Aro, K., Kiuru, N., Nurmi, J. E., & Eerola, M. (2014). Antecedents and consequences of transitional pathways to adulthood among university students: 18-year longitudinal study. Journal of Adult Development, 21, 48–58. https://doi.org/10.1007/s10804-013-9178-2
36. Zimbardo, P. G., & Boyd, J. N. (1999). Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 77(6), 1271–1288. https://doi.org/10.1037/0022-3514.77.6.1271
Рецензия
Для цитирования:
Найденова Е.В., Ламтева А.В. Исследование взаимосвязи между временной перспективой и чертами становящейся взрослости у молодых людей в зависимости от наличия опыта работы. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):29-42. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-29-42. EDN: CXEYUS
For citation:
Naidenova E.V., Lamteva A.V. Exploring the Relationship Between Time Perspective and Emerging Adulthood Traits Among Young Adults in Relation to Work Experience. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):29-42. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-29-42. EDN: CXEYUS