Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Взаимосвязь уровня адаптации в образовательной среде вуза и выбора стратегии обеспечения личной безопасности студентов

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-43-52

EDN: GZEAKI

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению взаимосвязи уровня адаптации в образовательной среде вуза и выбора стратегии обеспечения личной безопасности студентов. Актуальность исследования обусловлена отсутствием научных трудов, направленных на выявление взаимосвязи между рассматриваемыми категориями, а также ростом потребности в ощущении личной безопасности в современном мире.

Цель. Выявление взаимосвязи уровня адаптации в образовательной среде вуза и выбора стратегии обеспечения личной безопасности студентов.

Материалы и методы. Для сбора эмпирических данных был применен следующий методический инструментарий: методика для диагностики уровня адаптированности студентов к вузу (М. С. Юркина и А. А. Смирнов) и авторская методика для определения стратегий личной безопасности студентов. Авторская методика основана на разграничении стратегий личной безопасности на стратегии избегания, переговоров и действия. Выборка состояла из 50 студентов Новосибирского государственного педагогического университета первого и далее второго года обучения. Программа исследования включала четыре этапа: 1) выявление стратегии личной безопасности студентов Новосибирского Государственного Педагогического Университета на первом и втором курсе последовательно; 2) определение уровня адаптации студентов Новосибирского Государственного Педагогического Университета в образовательной среде вуза на первом и втором курсе последовательно; 3) проведение сравнительного анализа данных о стратегиях личной безопасности и уровня адаптации студентов; 4) проведение сравнительного анализа результатов исследования на первом и втором году обучения; 5) проведение корреляционного анализа.

Результаты исследования. На первом курсе низкий уровень адаптации сопровождался выбором стратегии избегания как стратегии личной безопасности студентов. С ростом уровня адаптации в образовательной среде отмечается изменение в выборе стратегий личной безопасности с преобладанием стратегии действия и стратегии переговоров.

Обсуждение результатов. В рамках исследования обнаружено, что стратегии безопасности изменяются с ростом уровня адаптированности. Перспективы исследования взаимосвязи уровня адаптации в образовательной среде вуза и выбора стратегии обеспечения личной безопасности студентов связаны с дальнейшим изучением направленности этой взаимосвязи с целью оказания студентам поддержки в процессе адаптации или в выборе более продуктивных стратегий безопасности личности.

Об авторе

О. Ю. Жангужинова
Кемеровский государственный университет
Россия

Ольга Юрьевна Жангужинова, аспирант

650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6



Список литературы

1. Гаранина, Р. М. (2023). Адаптация первокурсника в образовательном пространстве ВУЗа как один из факторов формирования его субъектной позиции. Профессиональное образование в России и за рубежом, 1 (49), 75–88. https://doi.org/10.54509/22203036_2023_1_75

2. Иванов, М. С. (2015). Обеспечение личной безопасности как проблема психологии жизненного пути, самореализации и идентичности личности. Вестник Кемеровского государственного университета, 3–3 (63), 128–133.

3. Иванов, М. С., и Яницкий, М. С. (2015). Отношение к личной безопасности: понятие, структура, ценностная вариативность. В Психология отношений в постнеклассической парадигме (С. 54–69). Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, филаиал в г. Белово.

4. Коган, О. С., и Лифанова, М. В. (2022). Проблемы общения и адаптации студентов сферы экономики и сервиса при обучении в ВУЗе. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика, 2 (40), 140–146. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2022-2-40-140-146

5. Корабельникова, Ю. Л. (2023) Понятие и содержание безопасности личности в современном государстве. Труды Академии управления МВД России, 3 (67), 39–48. https://doi.org/10.24412/2072-9391-2023-367-39-48

6. Кришталюк, А. Н., и Махов, С. Ю. (2011). Стратегия личной безопасности. Автономия личности, 1 (3), 105–110.

7. Левицкая, Т. Е., Тренькаева, Н. А., Козлова, Н. В., Богомаз, С. А., и Цехмейструк, Е. А. (2018). Безопасность в структуре ценностей молодежи, проживающей в городской среде. Психология и право, 8(4), 20–33. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080403

8. Муллинова, О. А., Муллинова, Т. А., и Воробьев, А. Е. (2022). Особенности адаптации иностранных курсантов в условиях поликультурной образовательной среды военного вуза. Известия ВГПУ, 3 (166), 92–97.

9. Пискунова, А. И., Шилец, А. Н., Пурышева, В. В., и Баркунова, О. В. (2022). Адаптация студентов-первокурсников к обучению в университете. Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика, 1, 48–58.

10. Скляров, Е. С. (2023). Уровень и характер социокультурной адаптации иностранных студентов в российском регионе. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 3, 152–164. https://doi.org/10.24412/2071-6141-2023-3-152-164

11. Стрельникова, Ю. Ю., Гуриева, С. Д., и Гончарова, Н. А. (2021). Механизм социально-психологической адаптации обучающихся к образовательной среде российского вуза. ПНиО, 5 (53), 192–207. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.13

12. Юркина, М. С., и Смирнов, А. А. (2015) Разработка и апробация методики для экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к ВУЗу. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 21(1), 82–87.

13. Carroll, P., Wichman, A., Agler, R., & Arkin, R. (2023). The regulation of personal security. Journal of Theoretical Social Psychology, 2023(4). https://doi.org/10.1155/2023/7593709

14. Corti, F., Llanes, J., Dorio, A. I., & Freixa N. M. (2023). Initial adaptation among university student: The case of the social sciences. PLoS One, 18(11). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0294440

15. Gonta, I., & Bulgac, A. (2019). The adaptation of students to the academic environment in university. Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala, 11(13), 34–44. https://doi.org/10.18662/rrem/137


Рецензия

Для цитирования:


Жангужинова О.Ю. Взаимосвязь уровня адаптации в образовательной среде вуза и выбора стратегии обеспечения личной безопасности студентов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):43-52. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-43-52. EDN: GZEAKI

For citation:


Zhanguzhinova O.Y. Relationship Between the Level of Adaptation in the Educational Environment of Higher Education Institution and the Choice of Strategy to Ensure Personal Safety of Students. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):43-52. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-43-52. EDN: GZEAKI

Просмотров: 165


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+