Доверие мальчиков-подростков к матери и порядок в структуре его предикторов
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-35-43
EDN: UNSMEJ
Аннотация
Введение. Проведена проверка научно-психологической валидности априорной установки психологов-практиков и родителей, гласящей, что доверительное отношение подростков к родителям существует только в виде оппозиции доверия или недоверия, при решении проблемы подросткового недоверия. Осуществление проверки основано на ранее разработанной модели изучения амбивалентного доверия.
Цель. Изучить особенности классифицированных соотношений доверия/недоверия к матери у подростков-мальчиков 15 лет и роль порядка в структуре предикторов доверия к матери в этих соотношениях.
Материалы и методы. В исследовании применены следующие методы: контент-анализ на основе экспертных оценок; субъективное шкалирование по заданным параметрам; статистическая технология разработки конструкта; классификация соотношения доверия/недоверия; аппроксимация гиперболическим ранговым параметрическим распределением; непараметрическая статистика.
Результаты исследования. Выборку исследования составили мальчики-подростки 15 лет (n = 177) МАОУ г. Ростова-на-Дону. В результате проведенного исследования получены данные, демонстрирующие «абсолютное доверие» и «абсолютное недоверие» только у 19 % испытуемых, остальные имеют разные варианты амбивалентного доверие (р ≤ 0,01). Значимыми предикторами доверия к матери у мальчиков-подростков 15 лет являются «мне–доверие», честность, надежность, справедливость, обязательность в исполнении обещаний, безоценочное отношение. Средние значения коэффициента β выше при «позитивном» варианте амбивалентного доверия, когда у мальчиков-подростков 15 лет есть одновременно и доверие, и недоверие к матери при преобладании первого.
Обсуждение результатов. Установлено, что убежденность психологов-практиков и родителей в том, что доверительное отношение подростков к матери существует только в виде оппозиции доверия и недоверия не совсем верна и может привести к серьезным негативным последствиям при решении проблемы недоверия к матери. Особенности классифицированных соотношений доверия/недоверия к матери и упорядоченности структуры предикторов доверия к матери позволяют считать, что наблюдаемые поведенческие паттерны «доверия» к матери могут не отражать его истинности, а выступать «средством» решения своих осознаваемых и неосознаваемых задач через механизм защиты от неадекватных, с точки зрения подростка, попыток матери проникнуть в его внутренний мир, или как стремление к уходу от собственной ответственности через доверительность.
Об авторе
Ю. А. МочаловаРоссия
Юлия Александровна Мочалова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и организационной психологии
344000 Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Акбаева, А. М.-А., и Койчуева, Ф. Х. (2020). Роль детско-родительских отношений на уровень сформированности самостоятельности в подростковом возрасте. Мир науки. Педагогика и психология, 8(2).
2. Арапов, М. В., Ефимова, Е. Н., и Шрейдер, Ю. А. (1975). О смысле ранговых распределений. НТИ, 1 (2), 9–20.
3. Вяткин, В. Б. (2009). Хаос и порядок дискретных систем в свете синергетической теории информации. Научный журнал КубГАУ, 47 (3), 1–34.
4. Гурина, Р. В. (2009). Подготовка учащихся физико-математических классов к будущей профессиональной деятельности в области физики: монография. ВАО «МДЦ».
5. Данилова, Ю. Ю. (2018). Доверие в старшем подростковом возрасте в связи с индивидуально-личностными характеристиками и социальной ситуацией развития [кандидатская диссертация]. СПБГУ.
6. Дорофеев, В. А. (2019). Системный взгляд на проблему доверия руководителю в организации. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8(26), 113–116. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0027
7. Дорофеев, В. А., и Мочалова, Ю. А. (2018). Позитивная и негативная амбивалентность доверия преподавателю у студентов при разных стилях педагогического руководства. Психолого-педагогические исследования, 2 (10), 114–124. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100210
8. Дорофеев, В. А., и Мочалова, Ю. А. (2016). Особенности порядка структуры ценностной системы у российской, французской и итальянской молодежи. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 5, 115–135. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-5-115-135
9. Зелинская, Т. Н. (2013). Экспликация содержания понятия амбивалентности в психологии. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2 (30), 211–222.
10. Зыблева, О. А. (2017). Доверие в детско-родительских отношениях в юношеском возрасте. Вестник ГГУ, 4, 29–37.
11. Краснова, О. В. (2012). Структура и структурность в исследовании процессов развития в психологии и педагогике. Альманах современной науки и образования, 12-1 (67). С. 77–79.
12. Кудрин, Б. И. (1993). Введение в технетику. Издательство ТГУ.
13. Кудрин, Б. И. (2013). Математика ценозов: видовое, ранговидовое, ранговое по параметру гиперболические Н-распределения и законы Лотки, Ципфа, Парето, Мандельброта. Центр системных исследований. Ценологические исследования, 19, 357–412.
14. Купрейченко, А. Б. (2008). Психология доверия и недоверия. Институт психологии РАН.
15. Мочалова, Ю. А. (2023). Структура базовых эмоций как фактор эмоционального интеллекта у старшеклассников. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 1 (20), 143–159. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.1.11
16. Скрипкина, Т. П. (2000). Психология доверия. Издательский центр «Академия».
17. Derks, J., Lee, N. C., & Krabbendam, L. (2014). Adolescent trust and trustworthiness: role of gender and social value orientation. Journal of Adolescence 37(8), 1379–1386. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2014.09.014
18. Clarke, A., Meredith, P., & Rose, T. (2020). Exploring mentalization, trust, communication quality, and alienation in adolescents. PLoS ONE, 15(6), e0234662. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0234662
19. Clark-Lempers, D. S., Lempers, J. D., & Ho, C. (1991). Early, middle, and late adolescents’ perceptions of their relationships with significant others. Journal of Adolescent Research, 6(3), 296–315. https://www.doi.org/10.1177/074355489163003
20. Lewicki, R. J., McAllister, D. J., & Bies, R. J. (1998). Trust and distrust: new relationships and realities. Academy of Management Review, 23, 438–458. https://doi.org/10.5465/amr.1998.926620
21. Thönnissen, C., Wendt, E.-V., Schmahl, F., Walper, S., Testor, C., & Scabini, E. (2010). Adolescents’ and young adults’ individuation problems in relation to parents and partner: comparing findings from Germany, Italy, Spain and Sweden. In 12th Biennial Meeting EARA Conference (P. 1–30). Vilnius, Lithuania.
Рецензия
Для цитирования:
Мочалова Ю.А. Доверие мальчиков-подростков к матери и порядок в структуре его предикторов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(5):35-43. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-35-43. EDN: UNSMEJ
For citation:
Mochalova Yu.A. Adolescent Boys’ Trust in Their Mothers and The Order in The Structure of Its Predictors. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(5):35-43. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-35-43. EDN: UNSMEJ