Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Доверие мальчиков-подростков к матери и порядок в структуре его предикторов

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-35-43

EDN: UNSMEJ

Аннотация

Введение. Проведена проверка научно-психологической валидности априорной установки психологов-практиков и родителей, гласящей, что доверительное отношение подростков к родителям существует только в виде оппозиции доверия или недоверия, при решении проблемы подросткового недоверия. Осуществление проверки основано на ранее разработанной модели изучения амбивалентного доверия.

Цель. Изучить особенности классифицированных соотношений доверия/недоверия к матери у подростков-мальчиков 15 лет и роль порядка в структуре предикторов доверия к матери в этих соотношениях.

Материалы и методы. В исследовании применены следующие методы: контент-анализ на основе экспертных оценок; субъективное шкалирование по заданным параметрам; статистическая технология разработки конструкта; классификация соотношения доверия/недоверия; аппроксимация гиперболическим ранговым параметрическим распределением; непараметрическая статистика.

Результаты исследования. Выборку исследования составили мальчики-подростки 15 лет (n = 177) МАОУ г. Ростова-на-Дону. В результате проведенного исследования получены данные, демонстрирующие «абсолютное доверие» и «абсолютное недоверие» только у 19 % испытуемых, остальные имеют разные варианты амбивалентного доверие (р ≤ 0,01). Значимыми предикторами доверия к матери у мальчиков-подростков 15 лет являются «мне–доверие», честность, надежность, справедливость, обязательность в исполнении обещаний, безоценочное отношение. Средние значения коэффициента β выше при «позитивном» варианте амбивалентного доверия, когда у мальчиков-подростков 15 лет есть одновременно и доверие, и недоверие к матери при преобладании первого.

Обсуждение результатов. Установлено, что убежденность психологов-практиков и родителей в том, что доверительное отношение подростков к матери существует только в виде оппозиции доверия и недоверия не совсем верна и может привести к серьезным негативным последствиям при решении проблемы недоверия к матери. Особенности классифицированных соотношений доверия/недоверия к матери и упорядоченности структуры предикторов доверия к матери позволяют считать, что наблюдаемые поведенческие паттерны «доверия» к матери могут не отражать его истинности, а выступать «средством» решения своих осознаваемых и неосознаваемых задач через механизм защиты от неадекватных, с точки зрения подростка, попыток матери проникнуть в его внутренний мир, или как стремление к уходу от собственной ответственности через доверительность.

Об авторе

Ю. А. Мочалова
Донской государственный технический университет
Россия

Юлия Александровна Мочалова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и организационной психологии

344000 Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Акбаева, А. М.-А., и Койчуева, Ф. Х. (2020). Роль детско-родительских отношений на уровень сформированности самостоятельности в подростковом возрасте. Мир науки. Педагогика и психология, 8(2).

2. Арапов, М. В., Ефимова, Е. Н., и Шрейдер, Ю. А. (1975). О смысле ранговых распределений. НТИ, 1 (2), 9–20.

3. Вяткин, В. Б. (2009). Хаос и порядок дискретных систем в свете синергетической теории информации. Научный журнал КубГАУ, 47 (3), 1–34.

4. Гурина, Р. В. (2009). Подготовка учащихся физико-математических классов к будущей профессиональной деятельности в области физики: монография. ВАО «МДЦ».

5. Данилова, Ю. Ю. (2018). Доверие в старшем подростковом возрасте в связи с индивидуально-личностными характеристиками и социальной ситуацией развития [кандидатская диссертация]. СПБГУ.

6. Дорофеев, В. А. (2019). Системный взгляд на проблему доверия руководителю в организации. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8(26), 113–116. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0027

7. Дорофеев, В. А., и Мочалова, Ю. А. (2018). Позитивная и негативная амбивалентность доверия преподавателю у студентов при разных стилях педагогического руководства. Психолого-педагогические исследования, 2 (10), 114–124. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100210

8. Дорофеев, В. А., и Мочалова, Ю. А. (2016). Особенности порядка структуры ценностной системы у российской, французской и итальянской молодежи. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 5, 115–135. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-5-115-135

9. Зелинская, Т. Н. (2013). Экспликация содержания понятия амбивалентности в психологии. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2 (30), 211–222.

10. Зыблева, О. А. (2017). Доверие в детско-родительских отношениях в юношеском возрасте. Вестник ГГУ, 4, 29–37.

11. Краснова, О. В. (2012). Структура и структурность в исследовании процессов развития в психологии и педагогике. Альманах современной науки и образования, 12-1 (67). С. 77–79.

12. Кудрин, Б. И. (1993). Введение в технетику. Издательство ТГУ.

13. Кудрин, Б. И. (2013). Математика ценозов: видовое, ранговидовое, ранговое по параметру гиперболические Н-распределения и законы Лотки, Ципфа, Парето, Мандельброта. Центр системных исследований. Ценологические исследования, 19, 357–412.

14. Купрейченко, А. Б. (2008). Психология доверия и недоверия. Институт психологии РАН.

15. Мочалова, Ю. А. (2023). Структура базовых эмоций как фактор эмоционального интеллекта у старшеклассников. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 1 (20), 143–159. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.1.11

16. Скрипкина, Т. П. (2000). Психология доверия. Издательский центр «Академия».

17. Derks, J., Lee, N. C., & Krabbendam, L. (2014). Adolescent trust and trustworthiness: role of gender and social value orientation. Journal of Adolescence 37(8), 1379–1386. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2014.09.014

18. Clarke, A., Meredith, P., & Rose, T. (2020). Exploring mentalization, trust, communication quality, and alienation in adolescents. PLoS ONE, 15(6), e0234662. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0234662

19. Clark-Lempers, D. S., Lempers, J. D., & Ho, C. (1991). Early, middle, and late adolescents’ perceptions of their relationships with significant others. Journal of Adolescent Research, 6(3), 296–315. https://www.doi.org/10.1177/074355489163003

20. Lewicki, R. J., McAllister, D. J., & Bies, R. J. (1998). Trust and distrust: new relationships and realities. Academy of Management Review, 23, 438–458. https://doi.org/10.5465/amr.1998.926620

21. Thönnissen, C., Wendt, E.-V., Schmahl, F., Walper, S., Testor, C., & Scabini, E. (2010). Adolescents’ and young adults’ individuation problems in relation to parents and partner: comparing findings from Germany, Italy, Spain and Sweden. In 12th Biennial Meeting EARA Conference (P. 1–30). Vilnius, Lithuania.


Рецензия

Для цитирования:


Мочалова Ю.А. Доверие мальчиков-подростков к матери и порядок в структуре его предикторов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(5):35-43. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-35-43. EDN: UNSMEJ

For citation:


Mochalova Yu.A. Adolescent Boys’ Trust in Their Mothers and The Order in The Structure of Its Predictors. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(5):35-43. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-35-43. EDN: UNSMEJ

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+