Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Личностные предикторы участников деструктивных групп

Аннотация

Статья посвящена выявлению личностных предикторов как проблемы связи личностных особенностей и радикальной направленности лиц категории особого внимания. Новизна исследования состоит в том, что выявлены личностные предикторы лиц категории особого внимания. Во введении проведено теоретико-методологическое обоснование изучения личностных предикторов участников деструктивных групп. Методы. В рамках эмпирической части работы представлены результаты экспериментального исследования по следующим методикам: методика определения ценностных ориентаций М. Рокича; методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева, методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан); методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index) – опросник Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х. Р. Конте, методика «Структура мотивации» С. В. Хусаинова. Результаты. По методике на выявление структуры мотивации личности определено, что ведущая мотивационная активность личности связана с проявлением социальной активности. Факторы направляющие активность объединены друг с другом показывают устремленность выстраиваемых отношений: общество (мотивы – друзья, знакомые, соседи, сотрудники), семья (мотив – дети) и самооценка (мотив – отношение к респонденту). Материальная и религиозная активность находятся на втором плане. Автором показано, что деструктивное поведение одно из ведущих объектов вызывающих интерес для проведения исследований в современной психологии. Проблема изучения деструкций несет в себе попытки объяснить предпосылки поведения деструктивной направленности. Обсуждение результатов. Особый интерес вызывает изучение особенностей деструктивного поведения у лиц категории особого внимания. Эти данные указывают на то, что необходимо проводить регулярное изучение личности в области деструктивного поведения радикально настроенных групп. Полученные результаты исследования могут использоваться психологами в области деструктивного поведения.

Об авторе

С. В. Хусаинова
Институт педагогики, психологии и социальных проблем
Россия

Светлана В. Хусаинова

г. Казань



Список литературы

1. Витюк В. В. Некоторые проблемы терроризма в аспекте современных конфликтных ситуаций (соображения террологов) // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения: сб. науч. тр. 1993. Вып. № 4. С. 50–55.

2. Галиева Р. О., Палеха Е. С. Предпосылки радикализации и вовлечения учащейся молодежи в деятельность террористических организаций // «Казанский педагогический журнал». 2019. № 3. С. 108–114

3. Ениколопов С. Н. Терроризм и агрессивное поведение // Национальный психологический журнал. 2006. № 1(1). С. 28–32.

4. Злоказов К. В. Каппушев С. С. Представление о цели деструктивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1 (42). С. 93–100.

5. Кружкова О. В., Шахматова О. Н. Психологические защиты личности: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Российского гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 153 с.

6. Ощепков А. А. Социально-психологический анализ характерологических особенностей личности девиантного подростка. // Общество и право. 2008. №1 (19). C. 275–279.

7. Реан А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов. Экспериментальные исследования. // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 139–144.

8. Хусаинова С. В. Внешнее влияние, как фактор безопасности образовательной среды // Научное мнение. 2018. № 1. С. 85–92.

9. Хусаинова С. В., Палеха Е. С., Галиева Р. О., Хакимзянов Р. Н. Девиантность VS экстремизм: термины, предпосылки, исследования // сб. науч. тр. Казань: Изд-во ФГБНУ «ИППСП». 2019. 78 с.

10. Хусаинова С. В., Хакимзянов Р. Н. Исследование психологических особенностей личности склонной к девиантному поведению // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 195–200.

11. Bandura A. Aggression: a social learning analysis. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. 1973. 400 p.

12. Berkowitz L. On the formation and regulation of anger and aggression: a cognitiveneoassociationistic analysis // American Psychologist. 1990 Vol: 45 (4)., P. 494–503. doi: https://doi.org/10.1037//0003-066x.45.4.494

13. Guibet C. Lafaye Portraits de terrorists. Décrire et juger plutôt que comprendre: l’action politique violente vue par la presse. // Communication. 2017: Vol. 34/2. doi: https://doi.org/10.4000/communication.7354

14. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness // Monography. New York: Holt Rinehart & Winston, 1973. P. 521.

15. Khusainova S., Palekha K. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofincreasing the motivation of students and the professional growth of teachers) // Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th – 13th. Seville, Spain. 2019. P. 3670–3675.


Рецензия

Для цитирования:


Хусаинова С.В. Личностные предикторы участников деструктивных групп. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(2):90-100.

For citation:


Khusainova S.V. Personal predictors of participants in destructive groups. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(2):90-100. (In Russ.)

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+