Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы
Аннотация
Введение. В статье рассматривается актуальная проблема современного образования – трансформация обучения в начальной школе в условиях цифровизации. В статье впервые рассматриваются как позитивные, так и негативные стороны цифровизации начального образования с позиции младшего школьника и с позиции педагога, предпринимается попытка систематизации основных психологопедагогических проблем цифровизации обучения в начальной школе.
Теоретическое обоснование. На успешность овладения знаниями в младшем школьном возрасте оказывают влияние как внешние факторы (особенности социально-культурной среды, уровень материального достатка семьи, этническая и конфессиональная принадлежность, статус образовательного учреждения, место проживания (мегаполис, небольшой город или поселок, сельская местность) и т.д.), так и внутренние факторы (индивидуально-физиологические особенности, уровень развития высших психических процессов, особенности личности, особенности развития познавательной сферы, характер учебной мотивации и т.д.). Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на уровень и качество обучения в начальной школе на современном этапе развития цивилизации, является цифровая среда. Широкое проникновение в массовую школу цифровых технологий предъявляет как к педагогам, так и учащимся совершенно новые требования. Новое качество образования достигается совершенно новыми способами. Однако, внедрение в образовательную практику цифрового обучения наряду с очевидными преимуществами (доступность, наглядность, информационная насыщенность и т.д.), неизбежно порождает ряд психолого-педагогических проблем для всех субъектов обучения. Эти проблемы затрагивают как учащихся, так и педагогов.
Обсуждение результатов. Проведенный анализ психолого-педагогических исследований показал наличие целого ряда проблем, связанных с цифровизацией обучения в начальной школе как у обучающихся, так у педагогов. Трудности школьников связаны с диспропорцией и искажениями в развитии познавательной сферы (внимания, памяти, мышления и речи), коммуникативной сферы (сокращение реального количества взаимодействий и перенос общения в онлайн-сферу), наличием соматических проблем (ухудшение зрения, осанки, недоразвитие мелкой моторики). Трудности педагогов связаны с освоением и применением информационных технологий в реальном образовательном процессе.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ОсиповаРоссия
Алла А.Осипова
г. Ростов-на-Дону
Н. А. Лысенко
Россия
Нелли А. Лысенко
г. Ростов-на-Дону
И. А. Бородин
Россия
Иван А. Бородин
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Алесина И. Л., Чечельницкая С. М., Демьянова Т. Г. Заболевания глаз и успеваемость детей в школе // Детская больница. 2010. № 1(39). С. 45–48.
2. Артюнина Г. П., О.А. Ливинская Влияние компьютера на здоровье школьника // Псковский регионологический журнал. 2011. № 12. С. 144–150.
3. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности. Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 6-2, С. 35–38.
4. Волочков А. А. Успеваемость и когнитивное развитие в зависимости от учебной активности школьника // Вестник пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1: Психологические и педагогические науки . 2015 . № 1 . С . 87–97.
5. Гершман А. О. Предпосылки развития цифровой зависимости у младших школьников // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сб. науч. ст. и матер. межд. конф. Коломна: Гос. социальногуманитарный ун-т, 2016. С. 82–85.
6. Голицына И. Н. Мобильное обучение как информационная образовательная технология // Школьные технологии. 2017. № 2. С. 39–44.
7. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Ратаева В. В. Влияние памяти на успеваемость младших школьников // Концепт. 2015. Т. 31. С. 96–100.
8. Каракозов С. Д., Уваров А. Ю. Успешная информатизация – трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. 2016. № 2. С. 7–19.
9. Карпова Е. Е. Образовательная ценность личного смартфона для ученика начальной школы. Педагогический потенциал смартфона // WORLD SCIENCE: problems and innovations: сб. ст. XXIII межд. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во: "Наука и Просвещение", 2018. С. 235–239.
10. Каррыев Б. Интернет: цифровая революция эры мгновенной коммуникации. Мегасила, история и влияние на общество. М.: Ridero. 2017. 490 с.
11. Козлова Н. Ш. Цифровые технологии образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1(40), С.85–93. doi: https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-11008
12. Крамаренко Н. С., Квашин А.Ю. Психологические и организационные аспекты введения цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в «цифровой колхоз» // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 4. С. 1–16. doi: https://doi.org/10.18384/2224-0209-2017-4-850
13. Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. 2015. № S1. С. 171–175.
14. Лаптев В. В. Феномен психолого-познавательных барьеров и его значение в современном школьном обучении // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2011. № 182. С. 5–18
15. Михайлина М. Ю., Федотова Е. П. Цифровизация образования: опыт, проблемы и риски дистанционного обучения. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». 2020. 24 с.
16. Молоков Ю. Г., Молокова А. В. О проекте «Информатизация школьного образовательного пространства» // Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Сб. науч. тр. / Под ред. И.М. Бобко. Новосибирск-Новокузнецк: НГПУ, 2002. С. 11–16.
17. Павлова Л. А. Плюсы и минусы цифровизации начального образования // XXIX Ершовские чтения. Педагогическое образование: вызовы времени: сб. тр. конф. Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ 2019. С. 96–98.
18. Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение. Москва: Изд-во ПЕР СЭ. 2006. 112 с.
19. Сивелева С. Ю. Проблема качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ // Молодой ученый. 2016. № 24 (128). С. 514–517.
20. Удалов С. Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности // Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 211 с.
21. Умхажиева Х. Т. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2019. № 50 (288). С. 399–401.
22. Фролова П. Н., Улановская К. А. Роль современных гаджетов в формировании коммуникативных навыков младших школьников // Научный альманах. 2016. С. 315–319. doi: https://doi.org/10.17117/na.2016.03.02.315
23. Bold M. Interaction in distance learning // Encyclopedia of distance learning. 2009. P. 1244–1249. doi: https://doi.org/10.4018/978-1-60566-198-8.ch178
24. Grund A., Krause H., Siewers M., Rieckert H., Muller M.J. Is TV viewing an index of physical activity and fitness in overweight and normal weight children? // Public Health and Nutrition. 2001. № 4. P. 1245–1251. doi: https://doi.org/10.1079/PHN2001178.
25. Spitzer, M. Digitale demenz. München: Droemer, 2012. 367 p.
Рецензия
Для цитирования:
Осипова А.А., Лысенко Н.А., Бородин И.А. Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(2):125-140.
For citation:
Osipova A.A., Lysenko N.A., Borodin I.A. Digitalization in elementary school: psychological and pedagogical problems. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(2):125-140. (In Russ.)