Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Динамика мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-16-30

Аннотация

Статья посвящена исследованию динамики мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза, поскольку формирование и развитие ценностно-смысловой структуры личности, является органичной составляющей деятельности любого вуза. Новизна работы заключена в исследовании специфики изменений структуры мотивационно-смысловых образований, мотивационной структуры и смысложизненных ориентаций у студентов медицинского вуза на протяжении трех лет обучения.

Во Введении представлена актуальность исследования, которая обусловлена возрастающей ролью и значением мотивов в поведенческих установках учащихся, в прогнозировании тенденций современного образовательного процесса. Приводится анализ теоретических подходов к изучению проблемы мотивационно-смысловых образований у студентов на этапе обучения в вузе. В качестве эмпирического объекта исследования выступили 100 студентов, которые были исследованы на 1 курсе, а затем в конце 3 курса.

В разделе «Методы» перечислены статистические методы, а также используемый методический инструментарий: Тест-опросник мотивационно-смысловых образований (Ю. М. Орлов, Б. А. Сосновский), Тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман).

Результаты исследования показывают, что к 3 курсу у студентов медицинского вуза происходит трансформация в мотивационно-смысловых образованиях, а также существуют различия в выраженности мотивационно-смысловых образований у студентов 1 и 3 курсов.

В разделе «Обсуждение результатов» автор отмечает, что значимые различия были выявлены в проявлении мотивационно-смысловых образований (потребностях и удовлетворении) у студентов медицинского вуза относительно потребности в аффиляции, потребности в познании, и потребности в обучении; по составляющим мотивационной структуры и смысложизненным ориентациям среди исследуемой нами группы респондентов.

Об авторе

Д. Н. Набиева
Ростовский Государственный Медицинский Университет
Россия

студент педиатрического факультета



Список литературы

1. Абакумова, И. В. (2008). Смыслодидактика. М.: Кредо.

2. Абакумова, И. В., Годунов, М. В., Пеньков, Д. В. (2019). Стратегии смыслообразования: переход от дуальности к триалектике. Российский психологический журнал, 16(1), 52–76. doi: https://www.doi.org/10.21702/rpj.2019.1.3

3. Артюхина, А. И. (2006). Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза: учебное пособие. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет.

4. Бодров, В. А., Сыркин, Л. Д. (2003) Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора. Психологический журнал, 24(1), 73–81.

5. Бухарина, Т. Л., Аверин, В. А. (2002). Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург: Научно-издательский совет Уральского отделения Российской академии наук.

6. Васильева, Е. Ю., Томилова, М. И. (2007). Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения. Экология человека, 6, 34–39.

7. Виштак, О. В. (2003). Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов. Социологические исследования, 2(226), 135–139.

8. Глушко, А. Н. (2006). Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов (диссертация доктора психологических наук). Москва.

9. Дубовицкая, Т. Д. (2005). К проблеме диагностики учебной мотивации. Вопросы психологии, 1, 73–79.

10. Дуброва, В. П., Елкина, И. В. (2001). Образ идеального врача в представлении студентов высшей медицинской школы. Паллиативная медицина и реабилитация: научно-практический журнал, 4, 59–66.

11. Еникеева, А. М., Баймуратов, Т. Р., Хамадеев, Э. Ф., Насретдинова, Л. М., Хусаенова, А. А. (2016). Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза. Молодой ученый, 21(125), 869–870.

12. Есенкова, Н. Ю. (2010). Взаимосвязь учебной мотивации и профессиональной направленности врача на этапе обучения в вузе (диссертация). Курск.

13. Лукина, В. С. (2004). Исследование мотивации профессионального развития. Вопросы психологии, 5, 25–32.

14. Малинаускас, Р. К. (2005). Мотивация студентов разных периодов обучения. Социологические исследования, 2, 134–138.

15. Нюттен, Ж. (2004). Мотивация действия и перспектива будущего. М.: Смысл.

16. Орлов, А. Б. (2002). Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия.

17. Поваренков, Ю. П. (2002). Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО.

18. Попов, В. А., Кондратьева, О. Ю. (1999). Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. Социологические исследования, 6, 96–99.

19. Anderman, E. M., Wolters, C. A. (2006). Goals, values, and affect: Influences on student motivation. In P. A. Alexander, P. H. Winne (eds): Handbook of Educational Psychology (2nd ed.) (p. 21). New York: Routledge.

20. Linnenbrink, E. A. (2005). The dilemma of performance-approach goals: The use of multiple goal contexts to promote students’ motivation and learning. Journal of Educational Psychology, 97(2), 197–213. doi: https://doi.org/10.1037/0022-0663.97.2.197

21. Pintrich, P. R. (2003). A motivational science perspective on the role of student motivation in learning and teaching contexts. Journal of Educational Psychology, 95(4), 667–686. doi: https://doi.org/10.1037/0022-0663.95.4.667

22. Summers, J. J. (2006). Effects of Collaborative Learning in Math on Sixth Graders’ Individual Goal Orientations from a Socioconstructivist Perspective. Elementary School Journal: The Interpersonal Contexts of Motivation and Learning, 106(3), 273–290. doi: https://doi.org/10.1086/501487

23. Urdan, T., Turner, J. C. (2005). Competence motivation in the classroom. In A. J. Elliot, C. S. Dweck (eds): Handbook of Competence and Motivation (pp. 297–317). New York: Guilford.


Рецензия

Для цитирования:


Набиева Д.Н. Динамика мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(6):16-30. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-16-30

For citation:


Nabieva D.N. Dynamics of motivational and meaning formations of medical students. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(6):16-30. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-16-30

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+