Когнитивные карты личности: стандартизация метода
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-31-40
Аннотация
В статье впервые приведены результаты апробации и стандартизации исследовательского опросника «Когнитивные карты личности». Новизна исследования заключается в создании опросника, позволяющего выявить тип когнитивной карты личности, используя математические методы, а не только качественный анализ.
Во Введении представлена цель опросника, которая заключается в выявлении типа когнитивной карты личности. В данном разделе также представлено теоретическое обоснование работы. В основе опросника лежат положения о когнитивных схемах У. Найссера, Э. Толмена, Ф. Н. Шемякина. Основными типами карт выступают: карта-путь как схема взаимосвязи между объектами, опирающаяся на поэтапное разрешение актуальных ситуаций, и карта-обозрение, для которой характерны стремление к разрешению ситуаций с учетом последствий, выраженная ориентация на будущее.
Методы. Для изучения типа когнитивных карт личности предложен авторский исследовательский опросник «Когнитивные карты личности», который состоит из 20 утверждений и предполагает 3 варианта ответа.
Результаты. В апробации опросника принимали участие 410 респондентов. На первом этапе был рассчитан коэффициент линейной корреляции между частями опросника, изучена константность опросника. На втором этапе изучены содержательная и критериальная валидности опросника. В ходе процедуры стандартизации расчетные значения α-коэффициента Кронбаха находились в пределах 0,8–0,9, что свидетельствует о разработанности опросника, уравновешенности его частей и возможности его оценки как надежного и валидного диагностического инструмента. В процессе апробации выявлены типы когнитивных карт личности: карта-путь, карта-обозрение, неопределенный тип карты.
Обсуждение результатов. Полученные результаты сравнивались с результатами аналогичных исследований типа когнитивных карт при помощи техники когнитивного картрирования. Результаты имеют высокую степень совпадения.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. ТищенкоРоссия
преподаватель
Список литературы
1. Блумер, Г. (1984). Общество как символическая интеракция. В Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская (ред.): Современная зарубежная социальная психология: тексты (С. 173–179). М.: Издательство Московского университета.
2. Ефрюшкина, О. В. (2009). Психосемантический анализ восприятия и оценки сотрудником организационной культуры предприятия. Высшее образование сегодня, 3, 58–60.
3. Найссер, У. (1981). Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс.
4. Постовалова, В. И. (1988). Картина мира в жизнедеятельности человека. В Б. А. Серебренников (ред.): Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира (С. 8–69). М.: Наука.
5. Прохоров, А. О. (2011). Образ психического состояния: феноменологические особенности и личностные корреляты Психологические Исследования, 4(17). doi: https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.849
6. Толмен, Э. (1980). Когнитивные карты у крыс и у человека. В: Хрестоматия по истории психологии (С. 63–82). М.: Изд-во МГУ.
7. Шемякин, Ф. Н. (1940). О психологии пространственных представлений. В: Ученые записки научно-исследовательского института психологии, 1, 197–236. М.: Изд-во Государственного научно-исследовательского института психологии.
8. Юркова, И. Г. (2005). Представления личности как элемент организационной культуры компании. Южно-российский журнал социальных наук, 2, 113–123.
9. Arkin, R. M. (1981). Self-Presentation Styles. In J. T. Tedeschi: Impression Management Theory and Social Psychological Research (pp. 311–333). New York: Academic Press. doi: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-685180-9.50020-8
10. Beck, A. T., Rector, N. A., Stolar, N., Grant P. (2009). Schizophrenia: Cognitive Theory, Research, and Therapy. New York: The Guilford Press. doi: https://doi.org/10.1017/S1352465811000579
11. Boorstin, D. J. (1961). Image or what happened to the American Dream. New York: Atheneum.
12. Fong, G. T., Markus, H. (1982). Self-Schemas and Judgments about Others. Social Cognition, 1(3). doi: https://doi.org/10.1521/SOCO.1982.1.3.191
13. Furnham, A., Marks, J. (2013). Tolerance of Ambiguity: A Review of the Recent Literature. Psychology, 4(9), 717–728. doi: http://dx.doi.org/10.4236/psych.2013.49102
14. Lewicki, P. (1983). Self-image bias in person perception. Journal of Personality and Social Psychology, 45(2), 384–393. doi: https://doi.org/10.1037/0022-3514.45.2.384
15. Lewicki, P. (1984). Self-schema and social information processing. Journal of Personality and Social Psychology, 47(6), 1177–1190. doi: https://doi.org/10.1037/0022-3514.47.6.1177
16. Maddi, S. R. (2007). Relevance of Hardiness Assessment and Training to the Military Context. Military Psychology, 19(1), 61–70. doi: https://doi.org/10.1080/08995600701323301
17. Markus, H., Nurius, P. (1986). Possible selves. American Psychologist, 41(9), 954–969. doi: https://doi.org/10.1037/0003-066X.41.9.954
Рецензия
Для цитирования:
Тищенко Н.А. Когнитивные карты личности: стандартизация метода. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(6):31-40. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-31-40
For citation:
Tishchenko N.A. Cognitive personality maps: method standardization. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(6):31-40. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-31-40