Студент как субъект коммуникации в условиях информационной мобильности.
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-41-51
Аннотация
Во Введении представлено обоснование актуальности исследования представлений студентов о субъективной детерминации успешности в контексте современной коммуникации. Описаны результаты теоретического анализа изучения детерминант достижения успеха в коммуникации в условиях информационной мобильности. Описаны основные направления проявления преобразовательной активности студента, направленной на саморазвитие коммуникативной компетентности в контексте информационной среды. Показана роль представлений о способах развития коммуникативной компетентности личности как фактора повешения успешности в системе коммуникации. Новизна исследования заключается в выявлении и описании субъективных факторов успеха студентов как субъекта современной коммуникации в информационном пространстве. В содержании статьи включён анализ специфики различных типов современной коммуникации и психологических требований к их субъекту.
Раздел «Методы» содержит характеристику выборки исследования и описание разработанной автором анкеты, применяемой в данном исследовании.
В разделе «Результаты» показана роль представлений и рефлексии коммуникативного опыта, способов достижения успеха в реализации разных коммуникативных схем в ситуации информационной мобильности. В этом модуле содержится анализ критериев развития коммуникативной компетентности студентов в условиях информационных рисков.
В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования представлений студентов о детерминантах успеха в современной коммуникации в условиях мобильности. Данные эмпирического исследования показывают значение представлений студентов о факторах успеха в регуляции содержания и форматов коммуникативной активности. Впервые показана роль развития особенностей личности в определении эффективного коммуникативного поведения студентов в условиях современных информационных рисков.
В Заключении подчеркивается наличие связи коммуникативной компетентности, субъективных представлений о факторах успешности и эффективностью студентов как субъектов современной коммуникации. Делается вывод о том, что уровень осмысления специфики коммуникации разного типа в условиях информационной способствует достижению успешности студентов.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Н. ЩербаковаРоссия
доктор психологических наук, профессор
М. А. Абачараева
Россия
аспирант
Список литературы
1. Анисимова, И. А. (2018). Представления о жизненном и профессиональном успехе как основа конкурентоспособности студентов в условиях инновационной экономики. Философия и культура информационного общества, 243–246.
2. Валиуллина, Е. В. (2019). Роль конфликтности личности в формировании потребности в достижении успеха. NovaUm.Ru, 17, 452–455.
3. Джига, Н. Д. (2020). Взаимосвязь самоотношения студентов с мотивацией достижения успеха. Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение), 8, 78–83.
4. Звонова, Е. В., Мельников, М. А. (2020). Характеристики мотивации достижения успеха для студентов-участников международных программ. Международный научно-исследовательский журнал, 9-2(99), 191–195.
5. Кривошеева, А. С. (2020). Взаимосвязь прокрастинации и мотивации достижения успеха у студентов университета. Научно-практические исследования, 10-2(33), 14–18.
6. Мишунин, И. (2018). Зависимость как основа манипулирования в условиях потребности в успехе. В: Научные школы. Молодёжь в науке и культуре XXI века. Материалы Международного научно-творческого форума (С. 136–139).
7. Насонова, Д. К. (2018). Поколение z как отражение трансформации представлений о счастье и успехе в современном обществе. Аллея науки, 5(11(27)), 776–779.
8. Никоненко, Н. В. (2018). Взаимосвязь эго-состояния личности и мотивации успеха. Мир педагогики и психологии, 1(18), 107–112.
9. Раклов, Ф. В. (2018). Диахронический анализ общечеловеческой ценности «Успех». Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность, 15(1), 92–97.
10. Тихонова, Н. Е. (2018). Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян. Вестник Института социологии, 9(4), 11–43.
11. Щербакова, Т. Н., Кичак, А. В., Лобода, Т. В. (2018). Аутопсихологическая компетентность как фактор достижения успеха субъекта профессиональной деятельности. В С. И. Недбаева (ред.): Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс. Материалы Международной юбилейной интернет-конференции (С. 213–217).
12. Babaian, Y., Polina, Y., Breslavska, H., Cherednyk, L., Kostrytsia, N., Semenog, O. (2022). The Development of Motivation to Achieve Students in the Context of Modernization of Educational Content. Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala, 14(1), 49–66. doi: https://doi.org/10.18662/rrem/14.1Sup1/536
13. Eccles, J. S., Wigfield, A. (2002). Motivational beliefs, values, and goals. Annual Review of Psychology, 53, 109–132. doi: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.53.100901.135153
14. Linnenbrink-Garcia, L., Wormington, S. V., Snyder, K. E., Riggsbee, J., Perez, T., Ben-Eliyahu, A., Hill, N. E. (2018). Multiple pathways to success: An examination of integrative motivational profiles among upper elementary and college students. Journal of Educational Psychology, 110(7), 1026–1048. doi: https://doi.org/10.1037/edu0000245
15. Panisoara, G., Duta, N., Panisoara, I. (2015). The Influence of Reasons Approving on Student Motivation for Learning. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 197, 1215–1222. doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.382
Рецензия
Для цитирования:
Щербакова Т.Н., Абачараева М.А. Студент как субъект коммуникации в условиях информационной мобильности. . Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(6):41-54. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-41-51
For citation:
Shcherbakova T.N., Abacharaeva M.A. Student as a subject of communication in the information mobility terms. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(6):41-54. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-41-51