Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Адаптация студентов-первокурсников высших учебных заведений: смысловые аспекты и связь с онтологической уверенностью

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66

Аннотация

Введение. Проблема адаптации студентов-первокурсников к учебному коллективу и деятельности остается актуальной ввиду малой разработанности. Еще меньше данная проблема рассматривается во взаимосвязи со смысложизненными ориентациями личности, жизненной позицией личности. Целью исследования выступает изучение особенностей адаптированности первокурсников в связи с жизненной позицией личности, онтологической уверенностью и смысложизненными ориентациями. Новизна заключается в том, что впервые была проанализирована связь адаптации с жизненной позицией личности и онтологической уверенностью.

Методы. В исследовании приняли участие 109 студентов-первокурсников двух университетов г. Ростова-на-Дону. Методиками выступили: «Адаптированность студентов в ВУЗе» (Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова), тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев), опросник «Жизненная позиция личности» (ЖПЛ) (Д. А. Леонтьев), психометрическая методика «Онтологическая уверенность» (ОУ(ПМ)) (Н. В. Коптева).

Результаты. Были обнаружены значимые положительные корреляции между общей осмысленностью жизни и уровнем адаптированности, между общей онтологической уверенностью и уровнем адаптированности. Наиболее значимые корреляции со шкалой адаптации к учебной группе получены со следующим шкалами: «Процесс жизни» методики СЖО, «Гармония с жизнью» методики ЖПЛ, «Витальные контакты с миром» методики ОУ(ПМ). Для шкалы адаптации к учебной деятельности значимые корреляции получены со шкалами «Цель в жизни» и «Локус контроля – Я» методики СЖО.

В Обсуждении результатов отмечается согласованность полученных закономерностей с существующими исследованиями адаптации студентов в связи со смысложизненными ориентациями, что подтверждает важность воздействия на смысловую сферу студентов в образовательном процессе.

Об авторах

В. Д. Вороная
Академия психологии и педагогики ЮФУ, Южный федеральный университет
Россия

студентка 4 года обучения по направлению «Клиническая психология»



Е. А. Проненко
Академия психологии и педагогики ЮФУ, Южный федеральный университет
Россия

доцент кафедры общей и педагогической психологии



Список литературы

1. Гафарова, Н. В., Павлова, Е. В., Ракова, Е. К. (2010). Смысловые механизмы психической адаптации к профессии у студентов первого курса. Психологический вестник Уральского государственного университета, (9), 27–35.

2. Дубовицкая, Т. Д., Крылова, А. В. (2010). Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование, 2.

3. Зеленцова, Е. В. (2016). Проблемы адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении (на примере Дальневосточного ГАУ). Общество: социология, психология, педагогика, 4, 107–109.

4. Коптева, Н. В. (2014). Онтологическая уверенность: Конструкт, диагностические методики, перспективы исследования. Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные Науки, 4–1, 193–202.

5. Коптева, Н. В. (2010). Онтологическая уверенность и психологическая суверенность. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 3, 15–22.

6. Коптева, Н. В. (2009a). Онтологическая уверенность и самоотношение. Вестник Забайкальского Государственного Университета, 5, 110–117.

7. Коптева, Н. В. (2009b). Онтологическая уверенность как характеристика самосознания. Сибирский педагогический Журнал, 2, 393–405.

8. Леонтьев, Д. А. (2019). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл.

9. Леонтьев, Д. А. (2000). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Москва: Смысл.

10. Леонтьев, Д. А., Шильманская, А. Е. (2019). Жизненная позиция личности: от теории к операционализации. Вопросы Психологии, 1, 90–100.

11. Намазов, А. К., Евсеев, В. В., Кушелев, С. А. (2018). Актуальные проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе. В: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 290–292). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

12. Шкилев, С. В. (2006). Смысложизненные ориентации как фактор социально-психологической адаптации студентов в процессе обучения в вузе. Курск: Курский государственный университет.

13. Bailey, T. H., Phillips, L. J. (2016). The influence of motivation and adaptation on students’ subjective well-being, meaning in life and academic performance. Higher Education Research & Development, 35(2), 201–216. https://doi.org/10.1080/07294360.2015.1087474

14. Ketrish, E. V., Andryukhina, T. V., Tret’yakova, N. V. et al. (2017). On the problem of first year student’s adaptation to the learning process in a university. Journal of Fundamental and Applied Sciences, 9(7S).

15. Li, J-B., Wang, Y-S., Sun, Y. et al. (2021). Individual and interpersonal correlates of changes in college adaptation among Chinese freshmen: A longitudinal study. Current Psychology. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01693-9

16. Monastyrskaya, T. I., Medvedeva, N. P., Katsura, A. V. (2019). Retrospective Assessment and Proposals for the Adaptation of the First Year Students. In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the Internation Conference on "Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019), 333 (pp. 477–482). https://doi.org/10.2991/hssnpp-19.2019.90

17. Orlov, A. A., Pazukhina, S. V., Yakushin, A. V. et al. (2018). A study of first-year students’ adaptation difficulties as the basis to promote their personal development in university education. Psychology of Russia: State of Art, 11(1), 71–84. https://doi.org/10.11621/pir.2018.0106


Рецензия

Для цитирования:


Вороная В.Д., Проненко Е.А. Адаптация студентов-первокурсников высших учебных заведений: смысловые аспекты и связь с онтологической уверенностью. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(6):52-66. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66

For citation:


Voronaya V.D., Pronenko E.A. Adaptation of first-year students in higher education: meaning aspects and relation to ontological security. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(6):52-66. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+