Психологические особенности личности младших школьников с разным уровнем академической успеваемости
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35
Аннотация
Статья посвящена изучению актуальной психолого-педагогической проблемы, а именно проблемы школьной успеваемости. Научная новизна исследования состоит в анализе мотивации к обучению и тревожности в качестве факторов, оказывающих воздействие на уровень академической успеваемости младших школьников. В разделе Введение обозначены актуальность исследования, его цель и гипотеза. Теоретический анализ литературных источников показал, что личностные качества влияют на успеваемость школьников. В разделе Методы обозначены объект и методы исследования. Объектом исследования выступили младшие школьники (4 класс) Лицея № 27. Участие принимали как девочки, так и мальчики в количестве 72 человек. Исследование было проведено осенью 2020 года. Методы исследования: тестирование «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова) и Шкала явной тревожности CMAS (А. М. Прихожан). Раздел Результаты включает в себя полученные авторами данные. В эмпирической части исследования были получены следующие результаты: школьная мотивация связана с академической успеваемостью, то есть чем выше учебная мотивация, тем выше уровень успеваемости у школьника; уровень тревожности не связан с академической успеваемостью; была выявлена обратная взаимосвязь между уровнем мотивации к обучению и тревожностью, то есть чем выше тревожность, тем ниже мотивация к обучению. Гипотеза подтверждена частично. В разделе Обсуждение результатов автор говорит о ряде направлений для дальнейших исследований. Была намечена разработка рекомендаций для педагогов.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. ЗининаРоссия
Валерия А. Зинина
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 296 с.
2. Ананьев, Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: Сб. науч. тр. М.: Учпедгиз, 1960. С. 3–28.
3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
4. Астапов, В. М. Тревожность у детей. СПб: Питер, 2004. 224 с.
5. Блонский, П. П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения: Сб. науч. тр. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. С. 458–466.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.
8. Макклеланд, Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 669 с.
9. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
10. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000-педагогика и психология. М.: Academia, 2000. 180 с.
11. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб: Питер, 2009. 191 с.
12. Хорни, К. Тревожность // Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. С. 174–180.
13. Ali, J., McInerney, D. M. Multidimensional assessment of school motivation. Paper presented at the 3rd SELF Research Conference, Berlin, Germany, 2004.
14. Korpershoek, H. Relationships among motivation, commitment, cognitive capacities, and achievement in secondary education // Frontline Learning Research. 2016. Vol. 4. Issue 3. P. 28–43. doi: 10.14786/flr.v4i3.182
15. McInerney, D. M., Sinclair, K. E. Dimensions of school motivation: A cross-cultural validation study // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1992. Vol. 23, Issue 3. P. 389–406. doi: 10.1177/0022022192233009
Рецензия
Для цитирования:
Зинина В.А. Психологические особенности личности младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(1):6-19. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35
For citation:
Zinina V.A. Psychological characteristics of the personality of primary school students with different levels of academic performance. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(1):6-19. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35