Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Социально-психологические функции комплимента в межличностном общении

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-36-50

Аннотация

В статье рассматривается комплимент как важный компонент межличностного общения. В разделе Введение автором раскрывается актуальность исследуемой темы в связи с проблемой установления и поддержания отношений между людьми, их дальнейшей гармонизацией, достижением эффективного бесконфликтного взаимодействия. В теоретическом обосновании автором приводится обзор основных подходов к рассмотрению феномена комплимента в отечественных и зарубежных исследованиях; включая вопросы сходства и различия комплимента, лести и похвалы; влияния комплиментов на качество и характер общения. Новизна исследования заключается в выделении и систематизации функций комплиментов в межличностном общении, описании и структурировании их формально-содержательных характеристик, анализе соотношения со сходными речевыми высказываниями. Поскольку данное явление изучается также в лингвистике, это обусловило междисциплинарный характер его рассмотрения: в русле социально-психологического и лингвистического знания. В разделе Обсуждение результатов автором выделяются основные направления исследования российских и иностранных авторов, которые позволяют говорить о важности комплиментов в межличностном взаимодействии. В заключении в качестве основных, наиболее важных, функций, которые выполняет комплимент, выделяются такие, как: 1) установление и поддержание доброжелательных отношений или гармонизация межличностных отношений; 2) оказание эмоциональной поддержки; 3) соблюдение этикета; 4) доставление удовольствия собеседнику; 5) удовлетворение потребностей партнера в признании и одобрении; 6) конструктивная или созидательная (в конфликтном дискурсе); 7) оказание психологического воздействия; 8) альтернатива другим речевым актам. Автором подчеркивается недостаточная изученность данной темы, намечаются дальнейшие перспективы исследования.

Об авторе

К. О. Цахилова
Южный федеральный университет
Россия

Камилла О. Цахилова

г. Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Арипова А. О., Крюкова Т. Л. Эмоциональная поддержка: о понятии и формах // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, №2. С. 102–107. doi: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-102-107

2. Бартош А. В., Нечаева Е. А. Комплимент как главное средство гармонизации межличностных отношений // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2008. №3. С. 139–147.

3. Беляева-Станден Е. И. Гендерные особенности комплимента россиян // Вопросы психолингвистики. 2006. №4. С. 155–170.

4. Вострикова Е. С. Функционирование комплимента в конфликтном дискурсе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 83. С. 96–99.

5. Голубева Л. Ф. Социально-психологические основы управления трудовым коллективом // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №2 (142). С. 66–73.

6. Дьякова К. Ю. Комплимент как элемент речевого этикета в аспекте межкультурной коммуникации // Русистика. 2015. №1. C. 41–46.

7. Зимбардо, Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние: пер. с англ. СПб: Питер, 2001. 448 с.

8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.

9. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. Минск: Попурри, 2020. 368 с.

10. Карташкова Ф. И., Мальцева Н. Б., Князева А. А. Комплимент как интенциональное состояние и как манипулятивный прием // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8, № 1. С. 106–114. doi: 10.22363/2313-2299-2017-8-1-106-114

11. Коваль Н. А., Захарова Е. А. Способы психологического воздействия на персонал // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2004. № 3. С. 37–40.

12. Разинов Ю. А. Социальный обмен ложью // Вестник Самарского государственного университета. 2014. Т. 20, № 5 (116). 20–24.

13. Саковская О. Н. Психология воздействия: практикум. Ярославль: ЯрГУ, 2017. 40 с.

14. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Социальная психология в трудах отечественных психологов: СПб.: Питер, 2000. C. 148–170.

15. Чалдини Р. Психология влияния. 5-ое изд. СПб.: Питер, 2018. с. 336.

16. Шалюхина А. В. Комплимент и похвала как проявления эмпатии в испанском языке // Русистика. 2017. Т. 15, № 1. С. 91–102. doi: 10.22363/2313-2264-2017-15-1-91-102

17. Шевчук Д. А. Деловое общение: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 192 с.

18. Шейнов В. П. Неотразимый комплимент. Безотказные приемы влияния. СПб.: Питер, 2015. 337 с.

19. Cordella M., Large H., Pardo V. Complimenting behavior in Australian English and Spanish speech // Multilingual. 1995. Vol. 14, Issue 3. P. 235–252. doi: 10.1515/mult.1995.14.3.235

20. Dai Y., Shin S. Y., Kashian N., Jang J., Walther J. B. The Influence of Responses to Self-Disclosure on Liking in Computer-Mediated Communication // Journal of Language and Social Psychology. 2016. Vol. 35 Issue 4. P. 394–411. doi: 10.1177/0261927X15602515

21. Doohan E.‐A. M., Manusov V. The communication of compliments in romantic relationships: An investigation of relational satisfaction and sex differences and similarities in compliment behavior // Western Journal of Communication. 2004. Vol. 68, Issue 2. P. 170–194. doi: 10.1080/10570310409374795

22. Grant N. K., Fabrigar L. R., Lim H. Exploring the Efficacy of Compliments as a Tactic for Securing Compliance, Basic and Applied Social Psychology. 2010. Vol. 32, Issue 3. P. 226–233. doi: 10.1080/01973533.2010.497456

23. Loor, J. G. The Compliment as a Social Strategy: a Discourse Analysis of On-line Compliments and Insults // Odisea. 2020. Issue 20. P. 35–64. doi: 10.25115/odisea.v0i20.2834

24. Marigold, D. C., Holmes, J. G., Ross, M. More than words: Reframing compliments from romantic partners fosters security in low self-esteem individuals. Journal of Personality and Social Psychology. 2007. Vol. 92 Issue 2. P. 232–248. doi: 10.1037/0022-3514.92.2.232


Рецензия

Для цитирования:


Цахилова К.О. Социально-психологические функции комплимента в межличностном общении. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(1):36-50. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-36-50

For citation:


Tsakhilova K.O. The social and psychological functions of a compliment in interpersonal communication. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(1):36-50. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-36-50

Просмотров: 232


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+