Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Основы сравнительной педагогики сквозь призму новых социальных измерений: позиция Н. А. Ганца

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-86-98

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния идей представителей русского зарубежья начала и середины ХХ века на становление и развитие педагогической мысли и теории педагогики.

Во Введении на примере анализа концепции сравнительной педагогики, предложенной Н. А. Ганцем, показано, что спектр подходов к рассмотрению традиционной компаративной проблематики может быть значительно расширен за счет ее анализа сквозь призму принадлежности педагогов к определенным, в том числе тайным, социальным объединениям. Новизна заключается в представлении, в логике подхода Н. А. Ганца, проблемы педагогической компаративистики к оценке принадлежности педагогов к масонству.

Методы включают обоснование выбора в качестве эмпирического источника программной работы Н. А. Ганца по сравнительной педагогике. Методы исследования включали контент-анализ, сравнительный анализ, кластерный анализ, интерпретация, генерализация.

В разделе «Результаты» приведены данные контент-аналитических исследований, отражающие частотность обращения Н. А. Ганца к теоретическому наследию лиц, причисляемых им к числу авторов-масонов.

В разделе «Обсуждение результатов» дан анализ вклада лиц, педагогическая деятельность которых связана с идеями братских объединений, идеологией космополитизма и всемирного гражданства. Подробно анализируется один из кластеров, объединяющих педагогов различных типологических групп, в который включены Я. А. Коменский и И. Г. Фихте. Излагаются и оцениваются аргументы и позиция Н. А. Ганца относительно влияния их педагогических концепций на теорию и практику обучения и воспитания. На основе разбора педагогического наследия данных авторов, представленного их произведениями, хорошо известным российским исследователям, показано, что возможны два пути влияния масонских идей на их приверженцев. Первый из них делает возможным трансформацию системы педагогических воззрений от идеи воспитания национальной идентичности к идеям ее утраты и популяризации идеала гражданина мира (Я. А. Коменский), второй – от идей космополитизма к формированию идеи национального превосходства (И. Г. Фихте).

Заключение отражает важнейшие результаты исследования.

Об авторах

К. К. Поляков
Донской государственный технический университет
Россия

аспирант кафедры «Образование и педагогические науки» факультета «Психология, педагогика и дефектология»



С. В. Пономарева
Донской государственный технический университет
Россия

кандидат биологических наук, доцент кафедры «Образование и педагогические науки» факультета «Психология, педагогика и дефектология»



О. Д. Федотова
Донской государственный технический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Образование и педагогические науки» факультета «Психология, педагогика и дефектология»



Список литературы

1. Бабич, И. Л. (2018). Зарубежное кавказоведение как часть эмигрантоведения ХХ в.: история и перспективы. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 3(224), 15–26.

2. Ермаков, В. А., Корецкая, И. А., Палт, Е. А. (2016). Историческая трактовка развития «масонской легенды» в российской историографии. Приоритетные направления развития науки и образования, 2(9), 24–33.

3. Карпачев, С. П. (2009). Интернет-ресурсы как источник изучения современного масонства. Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки, 2(4), 92–98.

4. Константинов, Н. А., Медынcкий, Е. Н., Шабаева, М. Ф. (1974). История педагогики. М.: Просвещение.

5. Федотова, О. Д. (1997). Приоритетные ценности национального образования в философско-педагогических воззрениях И. Г. Фихте. В: Национальные ценностные приоритеты сферы воспитания и образования (вторая половина XIX – 90-е гг. ХХ вв) (С. 313–337). Москва: Институт теории образования и педагогики РАО.

6. Федотова, О. Д., Катичева, М. А. (2011). Контент как методологический индикатор реформы образования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2, 19–29.

7. Федотова, О. Д., Лозиченко, С. И. (2022). Геоцентрическая картина мира в дидактических иллюстрациях учебной книги «Мир чувственных вещей в картинках» Я. А. Коменского. Мир университетской науки: культура, образование, 7, 29–34.

8. Федотова, О. Д., Поляков К. К. (2021). Теоретические предпосылки педагогической компаративистики XIX века в оценке Н. А. Ганца.

9. Мир науки. Педагогика и психология, 6(9).

10. Фихте, И. Г. (1880). О назначении человека. В: Пути к рациональному мировоззрению (С. 165–225). СПб.: Типография П. М. Станюкевича.

11. Фихте, И. Г. (1997). Философия масонства. Письма к Констану. В: Наставление к блаженной жизни (С. 261–324). М.: Канон+.

12. Фихте, И. Г. (2009). Речи к немецкой нации. СПб.: Наука.

13. Alleman-Gionda, C. (2004). Einführung in die vergleichende Erziehungswissenschaft. Weinheim: Beltz. Это – это

14. Dzhurinskiy, A. (2021). Сomparative pedagogy in Russia: history and actuality. In: Russia-Italy: Collaboration in the field of humanities and education in the 21st century (pp. 396–411). Moscow: Academy of Education.

15. Eichel, W. (1984). Illustrierte Geschichte der Koerperkultur. Berlin: Sportverlag.

16. Fichte, J. G. (1918). Der Patriotismus und sein Gegenteil. Patriotischen Dialogen. Leipzig: Felix Meiner.

17. Hans, N. (1933). The Principles of Educational Policy. London: P. S. King.

18. Hans, N. (1955). Comparative Education. A Study of Educational Factors and Traditions. London: Routledge & Kegan Paul Limited.


Рецензия

Для цитирования:


Поляков К.К., Пономарева С.В., Федотова О.Д. Основы сравнительной педагогики сквозь призму новых социальных измерений: позиция Н. А. Ганца. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(6):86-98. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-86-98

For citation:


Polyakov, K. K., K.K., Ponomareva S.V., Fedotova O.D. Fundamentals of comparative pedagogy through the prism of new social dimensions: the N. A. Hans vision. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(6):86-98. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-86-98

Просмотров: 307


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+