Адаптация как фактор повышения успешности студентов в условиях социокультурных и образовательных рисков
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-51-61
Аннотация
Во введении представлено обоснование актуальности исследования взаимосвязи адаптивности и детерминации успешности студентов в контексте современных рисков. Показаны результаты теоретического анализа субъективных факторов – детерминант достижения успеха в студенческом возрасте. Описаны основные направления проявления активности студента, направленной на позитивные трансформации и саморазвитие. Дана содержательная характеристика роли представлений о способах развития адаптивности личности как фактора повышения успешности в условиях неопределённости. Новизна исследования заключается в выявлении и описании субъективных факторов успеха студентов в условиях современных рисков. В содержание статьи включён сопоставительный анализ различных типов адаптации и их эффектов в практической активности развивающегося субъекта. Раздел Методы описывает методики и анкеты, используемые в исследовании. Описана выборка – студенты факультета психологии Донского Государственного Технического Университета (ДГТУ). В разделе Результаты показана роль рефлексии опыта адаптации и достижения успеха в проектировании конструктивной индивидуальной траектории продвижения в учебно-профессиональной деятельности. В данном модуле содержится анализ критериев высокого уровня развития адаптивности студентов в условиях современных рисков. В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования представлений студентов об адаптивности и детерминантах достижения успеха в современных условиях. Данные эмпирического исследования показывают значение представлений студентов о факторах успеха в регуляции поведения и деятельности. Впервые показана роль развития индивидуальной мотивации роста и устойчивости личности в определении продуктивности поведения студентов в условиях современных образовательных и социальных рисков. В Заключении подчеркивается наличие связи степени адаптивности и успешности личности студентов. Делается вывод о том, что уровень осмысления специфики проявлений неопределенности в современной ситуации способствует формированию устойчивости личности, ее продуктивности, жизнестойкости и конструктивности. Приведена модель программы повышения уровня адаптивности студентов как фактора детерминации успешности студентов в современных условиях.
Об авторах
Т. Н. ЩербаковаРоссия
Татьяна Н. Щербакова
г. Ростов-на-Дону
Х. Х. Тамасханова
Россия
Хава Х. Тамасханова
г. Назрань
Список литературы
1. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении: Монография. М.: Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2008. 325 с.
2. Асмолов, А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3–27.
3. Головина С. Г. Отношение к успеху и мотивация успешности студенческой молодежи // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 43–3. С. 69–72.
4. Джига Н. Д. Взаимосвязь самоотношения студентов с мотивацией достижения успеха // Вестник Барановичского государственного университета. 2020. № 8. С. 78–83.
5. Звездина Г. П. Инициация исследовательской активности студентов посредством участия в НИР // Субъект профессиональной деятельности: стратегии развития и риски: материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2015. С. 54–58.
6. Кривошеева А. С. Взаимосвязь прокрастинации и мотивации достижения успеха у студентов университета // Научно-практические исследования. 2020. № 10–2 (33). С. 14–18.
7. Назаров С. М. Психологические барьеры на пути к достижению успеха в профессиональной деятельности // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: материалы V Международной научно-практической конференции. Серпухов: ООО «Эдельвейс», 2020. С. 50–55.
8. Непогодина А. В., Ярушева С. А. Уровень самооценки как фактор успеха профессиональной деятельности // Управление, экономика и общество – 2020: проблемы и пути развития: материалы Международной научно-практической конференции: сборник статей. Челябинск: Издательство Челябинского Государственного университета, 2020. С. 118–120.
9. Никоненко Н. В. Взаимосвязь эго-состояния личности и мотивации успеха // Мир педагогики и психологии. 2018. № 1(18). С. 107–112.
10. Панкратова И. А. Особенности взаимосвязи представлений об успехе и мотивации успешной деятельности у студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018. № 7. С. 105–110.
11. Соколович Е. А. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у индивидов с разными уровнями и видами перфекционизма в период ранней взрослости // Право. Экономика. Психология. 2020. № 3 (19). С. 105–109.
12. Тихонова Н. Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 4 (27). С. 11–43.
13. Kayasheva O. I., Khanova Z. G. The role of psychology students’ reflexivity in securing professional success // EurAsian Journal of BioSciences. 2019. Vol. 13. Issue 2. Р. 2051–2056.
14. Saseendran H., Salman S. Influence of Entrepreneurship Psychology on Small Business Creation and Organisational Success // Small Enterprises Development, Management & Extension Journal. 2019. Vol. 46. Issue 3. P. 205–216. DOI: 10.1177/0970846419871112
15. Shcherbakova T., Misirov D., Akobyan M., Zhitnaya I. Psychological aspects of security culture development for modern students // International Scientific Conference: “Achievements and Perspectives of Philosophical Studies” (APPSCONF-2019), SHS Web Conf. Vol. 72, 2019. 03010. DOI: 10.1051/shsconf/20197203010
Рецензия
Для цитирования:
Щербакова Т.Н., Тамасханова Х.Х. Адаптация как фактор повышения успешности студентов в условиях социокультурных и образовательных рисков. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(1):51-61. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-51-61
For citation:
Shcherbakova T.N., Tamaskhanova Н.Н. Adaptation as a factor of increasing the success of students in the context of socio-cultural and educational risks. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(1):51-61. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-51-61