Представления о детерминантах успешной адаптации в условиях мобильности у лиц с разной самооценкой
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-99-109
Аннотация
Во Введении представлено обоснование актуальности исследования особенностей адаптации у лиц с разным уровнем самооценки в современных условиях мобильности. Представлены результаты теоретического анализа факторов, обуславливающих успешную адаптацию в современной реальности, а также описаны особенности влияния субъективных представлений, самооценки и отношения к себе как детерминант адаптации. Новизна исследования заключается в выявлении и описании содержания субъективных представлений о детерминации успешной адаптации в ситуации повышенной мобильности.
В качестве Методов исследования выступили методики: «Факторы успешной адаптации» (Т. Н. Щербакова, Х. Х. Тамасханова), тест «Потребность в достижении» (Ю. М. Орлов, В. И. Шкуркин, Л. П. Орлова), и «Тест самооценки» (С. А. Будасси). Был проведен сопоставительный анализ особенностей самооценки, а также потребностей в достижении у лиц с разным уровнем самооценки.
В разделе «Результаты» представлены данные, которые свидетельствуют о специфике субъективных представлений о детерминации успешной адаптации. В большинстве случаев для студентов с успешной адаптацией характерен высокий уровень самооценки (51,3 %), менее выражен средний уровень (37,4 %), еще меньше – пониженный (11,3 %). Указываемые респондентами критерии успешной адаптации больше опираются на категории социального признания и продуктивности, и в меньшей степени – на содержание внутренних переживаний.
В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов исследования субъективных представлений о детерминации успешной адаптации в условиях мобильности у лиц с разной самооценкой. Данные эмпирического исследования показывают наличие индивидуальных ресурсов и рисков адаптации личности в ситуации мобильности.
В Заключении подчеркивается роль субъективных факторов в успешной адаптации личности с разным уровнем самооценки в условиях мобильности. В разделе также представлен алгоритм психологического сопровождения успешной адаптации личности в современных условиях.
Список литературы
1. Александров, И. А. (2018). Понятие адаптации с точки зрения психологии. Молодой ученый, 22(208), 283–285.
2. Анисимова, И. А. (2018). Представления о жизненном и профессиональном успехе как основа конкурентоспособности студентов в условиях инновационной экономики. В: Шестая международная научно-практическая конференция «Философия и культура информационного общества»: тезисы докладов (С. 243–246). СПб.: ГУАП.
3. Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., Черноризов, А. М. (2017). Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции. Вопросы психологии, 4, 3–26.
4. Виндекер, О. С., Луканин, М. Е. (2020). Исследование структуры мотивации достижения у студентов в контексте их представлений об интеллекте и целях обучения. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 26(2(197)), 146–157.
5. Зинченко, Ю. П., Дорожкин, Е. М., Зеер, Э. Ф. (2020). Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития. Образование и наука, 22(3), 11–35. doi: https://www.doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35
6. Леонтьев, Д. А. (2020). Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1(155), 14–37.
7. Насонова, Д. К. (2018). Поколение Z как отражение трансформации представлений о счастье и успехе в современном обществе. Аллея науки, 11(27), 776–779.
8. Непогодина, А. В., Ярушева, С. А. (2020). Уровень самооценки как фактор успеха профессиональной деятельности. В: Управление, экономика и общество-2020: проблемы и пути развития. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции (С. 118–120). Челябинск: ЧГУ.
9. Никоненко, Н. В. (2018). Взаимосвязь эго-состояния личности и мотивации успеха. Мир педагогики и психологии, 1(18), 107–112.
10. Петровский, В. А. (2018). Импликативная модель целеполагания: константы адаптивного действия. Москва: Издательский Дом ЯСК.
11. Соколович, Е. А. (2020). Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у индивидов с разными уровнями и видами перфекционизма в период ранней взрослости. Право. Экономика. Психология, 3(19), 105–109.
12. Украинцева, Т. И. (2021). Психологическая устойчивость как механизм адаптации в жизненных кризисах. Молодой ученый, 1(343), 150–154.
13. Щербакова, Т. Н., Тамасханова, Х. Х. (2021). Адаптация как фактор повышения успешности студентов в условиях социокультурных и образовательных рисков. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(1), 51–61.
14. Hui, T., Yuen, M., Chen, G. (2018). Career adaptability, self‐esteem, and social support among Hong Kong University students. The Career Development Quarterly, 66(2), 94–106. doi: https://doi.org/10.1002/cdq.12118
15. Monastyrskaya, T. I., Medvedeva, N. P., Katsura, A. V. (2019). Retrospective Assessment and Proposals for the Adaptation of the First Year Students. In: Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019). Proceedings of the Internation Conference on "Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019), 333 (pp. 477–482). Dordrecht: Atlantis Press.
16. Shcherbakova, T., Misirov, D., Hakobyan, M., Zhitnaya, I. (2019). Psychological aspects of security culture development for modern students. SHS Web of Conferences, 72, 03010. doi: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197203010
17. Tarasova, S. I., Dukhina, T. N., Limonova, O. O., Kolesnikova, T. V., Makhova, I. N. (2017). Socio-Psychological Adaptation of First-Year University Students. ESPACIOS, 38(56), 35.
Рецензия
Для цитирования:
Тамасханова Х.Х. Представления о детерминантах успешной адаптации в условиях мобильности у лиц с разной самооценкой. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(6):99-109. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-99-109
For citation:
Tamaskhanova K.H. Ideas about the determinants of successful adaptation in terms of mobility in people with various self-esteem level. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(6):99-109. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-99-109