Влияние медиа на формирование паттернов поведения современной молодежи
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-6-19
Аннотация
В статье рассматриваются данные, полученные автором в результате исследования, проведенного в г. Ростов-на-Дону среди представителей студенческой молодежи.
Во введении приводятся данные о растущей медиатизации современного общества. Описываются причины масштабирования влияния медиа на социализацию молодежи. При этом, на сегодняшний день социальные сети не заявляют о воспитательной функции и, соответственно, не декларируют своего участия в процессе формирования стратегий и паттернов поведения современного молодого человека.
В разделе Методы описываются эмпирические методы, используемые в проведенном исследовании. Новизна исследования заключается в сопоставлении данных, полученных в результате использования количественных методов (было обработано 500 анкет), которые дали возможность выявить показатели регулярности и частоты использования медиа. Проведён анализ бесед с 40 информантами в технике «глубинного интервью», в которых выявлялся смысл, который они вкладывают в оценку стратегий, преподносимых средствами массовой коммуникации как успешные и требующие подражания.
В разделе Результаты описываются полученные данные, приводятся количественные и качественные показатели. Отмечается, что исследование помогло выявить влияние современных масс-медиа на коммуникативные практики и их смыслы в молодежном сегменте.
В Обсуждении результатов анализируются полученные выводы, согласно которым социализирующая функция медиа сегодня оказывает неоднозначное влияние. С одной стороны, выполняя информационную функцию, медиа обеспечивает для молодого человека возможность адаптироваться в современном мире, разобраться в актуальных тенденциях. С другой стороны, именно посредством медиа формируется страх будущего и усиливаются индивидуалистические ценности. Раздел содержит выводы, которые демонстрируют ориентацию медиасферы на отказ от традиционных нравственных паттернов поведения, возможность достижения успеха без трудозатрат, поверхностные, порой бессмысленные коммуникации, отношения со сверстниками, не требующие долговременных стратегий.
Ключевые слова
Об авторе
М. А. ДавыдоваРоссия
Мария А. Давыдова
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Бодрийяр, Ж. (2006). Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика.
2. Жилавская, И. В. (2007). От медиаобразовательной среды – к образованным медиа. В А. П. Короченский (ред.) Журналистика и медиаобразование: Сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. в 2 т., 1, (С. 233–238). Белгород: Издательство Белгородского государственного университета.
3. Ильин, В. И. (2007). Потребление как коммуникация: российский и американский контексты. СПб.: Интерсоцис.
4. Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: Изд-во ВШЭ.
5. Кириллова, Н. Б. (2005). Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект.
6. Коломиец, В. П. (2010). Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе. Социологические исследования, 1(309), 58–65.
7. Луман, Н. (2005). Реальность массмедиа. М.: Праксис.
8. Маклюэн, Г. М. (2003). Понимание медиа. М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле».
9. Мальковская, И. А. (2008). Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во ЛКИ.
10. Мудрик, А. В. (2011). Социализация человека: Учебное пособие. 3-е изд., испр и доп. М.: МПСИ.
11. Тард, Г. (2012). Законы подражания. М.: Книга по Требованию.
12. Фромм, Э. (1990). Бегство от свободы. М.: Прогресс.
13. Elsayed, W. (2021). The negative effects of social media on the social identity of adolescents from the perspective of social work. Heliyon, 7(2), e06327. doi: https:// doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e06327
14. Liu, R., Suh, A. (2017). Self-Branding on Social Media: An Analysis of Style Bloggers on Instagram. Procedia Computer Science, 124, 12–20. doi: https://doi.org/10.1016/j.procs.2017.12.124
15. Nuñez-Rola, C., Ruta-Canayong, N. J. (2019). Social Media Influences To Teenagers. International Journal Of Research Science & Management, 6(6), 38–48. doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.3260717
Рецензия
Для цитирования:
Давыдова М.А. Влияние медиа на формирование паттернов поведения современной молодежи. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(3):6-19. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-6-19
For citation:
Davydova M.A. The influence of media on the formation of the behavior patterns of modern youth. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(3):6-19. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-6-19