Проектирование персональной модели развития профессиональной жизнестойкости специалиста в области социального сиротства
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-94-107
Аннотация
Введение. Актуальность исследования заключается в представлении нового подхода к рассмотрению жизнестойкости. Жизнестойкость определяется как профессиональное личностное качество специалиста в области социального сиротства. Система подготовки педагогических кадров подразумевает формирование определенных профессиональных компетенций. Однако проверка их уровня происходит только в ходе возникновения трудной жизненной ситуации, и специалист, не обладающий специфическим жизненным опытом, прибегает к использованию метанавыков, развитие которых образовательная программа обозначенной системы не предусматривает. Основываясь на принципах целенаправленной непрерывной подготовки жизнестойкого специалиста в условиях базовых кафедр российских вузов, представляется возможным усилить кадровый потенциал в области социального сиротства.
Цель. Определение механизма развития профессиональной жизнестойкости специалиста в сфере профилактики социального сиротства.
Материалы и методы. На основе концепции жизнестойкости в области социального сиротства (Е. А. Байер) был создан авторский опросник для преподавателей и специалистов-практиков, состоящий из 57 вопросов. В опросе приняли участие 72 специалиста в возрасте от 25 до 60 лет со стажем профессиональной деятельности от 5 лет до 35 лет.
Результаты исследования. Большинство опрошенных специалистов (76,4 %) начали свой профессиональный путь после окончания школы и целенаправленно осуществили свой выбор. Выявлены примеры поведения преподавателя, недопустимого при коммуникации со студентами. Проведено ранжирование ключевых профессиональных компетенций и специальных навыков, кроссконтекстных и экзистенциальных навыков, метанавыков, а также качеств личности, важных для преподавателя вуза нового формата.
Обсуждение и заключения. Качественные характеристики, предложенные современными исследователями, подтверждают острую потребность в развитости жизнестойкости у специалистов в сфере профилактики социального сиротства.
Об авторах
Е. А. БайерРоссия
Байер Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Социальная педагогика», факультета «Психология, педагогика и дефектология»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
М. В. Залужная
Россия
Залужная Мария Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Социальная педагогика», факультета «Психология, педагогика и дефектология»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
О. И. Горбаткова
Россия
Горбаткова Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Социальная педагогика», факультета «Психология, педагогика и дефектология»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
А. Ю. Илларионова
Россия
Илларионова Алла Юрьевна, ассистент кафедры «Социальная педагогика», факультета «Психология, педагогика и дефектология»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Давыдов, В. В. (1993). Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Москва: Большая Российская энциклопедия.
2. Зинченко, Ю. П., Дорожкин, Е. М., Зеер, Э. Ф. (2020). Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития. Образование и наука, 22(3), 11–35.
3. Колесникова, О. Ю. (2019). Роль современного педагога в воспитании нравственных ценностей. Вестник науки, 3(5(14)), 123–126.
4. Корочкин, Л. И. (2010). Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. Москва: Мысль.
5. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. (2004). Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: ПраймЕВРОЗНАК.
6. Мудрян, В. Л., Ермоленко, А. В. (2007). Личность педагога как условие результативности процесса нравственного воспитания молодежи. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 11, 159–161.
7. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (1990). Психология. Словарь. Москва: Издательство политической литературы.
8. Сечина, К. Л. (2010). Опыт исследования понятия любви к детям в западной и отечественной философско-педагогической мысли. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 3(47), 199–204.
9. Сигаев, С. Ю. (2016). Ключевые востребованные профессиональные навыки специалиста информационного общества. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 3, 607–615.
10. Степин, В. С. (2010). Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Москва: Мысль.
11. Шаталов, С. Ю. (2016). Компетентностный подход в российском образовании и роль в его появлении болонского процесса. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве, 6, 82–90.
12. Энзельда, Н. В. (2021). Анализ профессиональных ценностных ориентиров студентов педагогического вуза. Мир науки, культуры, образования, 5(90), 174–176.
13. Karras, K., Mavroides, G., Wolhuter, С. С. (2010). International Handbook on Teacher Education Worldwide, Issues and Challenges for Teacher Profession. Nicosia: University of Nicosia.
14. Maddi, S. R., Khoshaba, D. M. (1994). Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assessment, 63(2), 265–274. https://www.doi.org/10.1207/s15327752jpa6302_6
15. Schleicher, A. (2013). Building a high-quality teaching profession. Lessons from around the world. Paris: OECD.
Рецензия
Для цитирования:
Байер Е.А., Залужная М.В., Горбаткова О.И., Илларионова А.Ю. Проектирование персональной модели развития профессиональной жизнестойкости специалиста в области социального сиротства. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(1):94-107. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-94-107
For citation:
Bayer E.A., Zaluzhnaya M.V., Gorbatkova O.I., Illarionova A.Yu. Designing a Personal Model for the Development of Professional Resilience of a Specialist in the Field of Social Orphanhood. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(1):94-107. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-94-107