Особенности самосознания подростков и информационного поведения в условиях цифровизации образования
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-23-36
Аннотация
В статье представлен обзор теоретических обоснований и практических исследований самосознания подростков. Обозначены ключевые моменты для дальнейших исследований. Новизна исследования заключается в исследовании работ, посвящённых цифровому пространству, как новой области социальной реальности, формирующей самосознание молодого поколения. Становится актуальным вопрос о характерных чертах самосознания у молодых людей и влиянии виртуальной среды на него. Несмотря на имеющиеся данные о самосознании подростков, в условиях цифровизации образования, времени, проведенного не в сети, становится всё меньше, появляются недостаточно изученные проблемы коммуникации и социализации.
Во Введении раскрываются причины необходимости нового взгляда на изучение самосознания. В первую очередь это изменение социальной среды подростков, включающей в себя цифровое пространство, в которое они погружаются в свободное время, и повсеместная цифровизация образования. Обозначена важность подросткового периода в процессе формирования самосознания и дальнейшего становления собственной «Я-концепции».
В Теоретическом обосновании автор, опираясь на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского, сделал обзор эмпирических исследований, посвященных становлению самосознания в контексте социальной среды. Далее рассматриваются средовые факторы, влияющие самосознание молодых людей. Информационная среда, изменившая различные области социальной реальности, оказывает влияние на трансформацию ценностно-смысловой сферы подростков. Отмечена социальная значимость изучения самосознания современной молодёжи, как залога психического здоровья, удовлетворенности жизнью. Далее обозначены работы, посвященные проблематика клипового мышления у подростков, изменения в когнитивной, эмоциональной сферах.
В Обсуждении результатов подчёркивается важность изучения самосознания молодых людей в условиях цифровизации образования, как феномена, приобретающего новые черты.
Об авторе
Д. В. АстапенкоРоссия
Диана В. Астапенко
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Арендачук, И. В. (2017). Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 17(4), 434–438. doi: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-4-434-438
2. Батенова, Ю. В., Герасимова, А. Ю. (2020). Развитие эмоционального интеллекта детей в условиях цифровизации информационной среды. Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития, 7, 422–426. doi: https://doi.org/10.24411/9999-044A-2020-00097
3. Белозерова, Л. А., Поляков, С. Д. (2021). Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 10(1), 23–32. doi: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32
4. Воробьева, Е. В., Кайдановская, И. А. (2017). Психофизиология детей и подростков: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет.
5. Выготский, Л. С. (1997). Вопросы детской психологии. СПб.: Союз.
6. Дубинина, А. С. (2019). Связь эмоциональной привязанности к матери и социального поведения подростков. Мир науки. Педагогика и психология, 7(3), 33. Калиновская, М. А. (2011). Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков. Молодой ученый, 3(26), 88–91.
7. Кон, И. С. (1984). В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат.
8. Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат.
9. Лисенкова, А. А. (2018). Вызовы и возможности цифровой эпохи. Российский гуманитарный журнал, 7(3), 217–222. doi: https://doi.org/10.15643/libartrus-2018.3.4
10. Лысак, И. В., Белов, Д. П. (2013). Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов. Известия Южного Федерального Университета. Технические науки, 5(142), 256–264.
11. Марцинковская, Т. Д. (2010). Информационная социализация подростков. Образовательная политика, 4(42), 30–35.
12. Нечаев, В. Д., Дурнева, Е. Е. (2016). «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы. Педагогика, 1, 36–45.
13. Панов, В. И., Борисенко, Н. А., Миронова, К. В., Шишкова, С. В. (2021).
14. Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 10(3), 188–196. doi: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-188-196
15. Погожина, И. Н., Подольский, А. И., Идобаева, О. А., Подольская, Т. А. (2020). Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернетпользователей: логико-категориальный анализ. Вопросы образования, 3, 60–94. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-60-94
16. Поляков, C. Д., Белозерова, Л. А., Вершинина, В. В., Данилов, С. В., Кривцова, Н.С. (2019). «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 4, 126–143.
17. Фухрутдинова, Л.Р., Гилемханова, Э.Н. (2019). Особенности личностной организации подростков в контексте социально-экономического благополучия образовательной среды. Мир науки. Педагогика и психология, 7(2), 64.
18. Ettinger, K., Cohen, A. (2020). Patterns of multitasking behaviours of adolescents in digital environments. Education and Information Technologies, 25(4), 623-645. doi: https://doi.org/10.1007/s10639-019-09982-4
19. Kokoc, M. (2021). The mediating role of attention control in the link between multitasking with social media and academic performances among adolescents. Scandinavian Journal of Psychology, 62(4), 449–667. doi: https://doi.org/10.1111/sjop.12731
20. Mohan, B. (2021). Analects of Higher Education. Academia Letters, 1221. doi: https://doi.org/10.20935/AL1221
21. Oswald, T. K., Rumbold, A. R., Kedzior, S. G. E., Moore, V. M. (2021). Psychological impacts of “screen time” and “green time” for children and adolescents: A systematic scoping review. PLoSONE, 15(9), e0237725. doi: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237725
Рецензия
Для цитирования:
Астапенко Д.В. Особенности самосознания подростков и информационного поведения в условиях цифровизации образования. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(5):23-36. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-23-36
For citation:
Astapenko D.V. Specific features of teenagers' self-consciousness and information behavior in the conditions of digitalization of education. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(5):23-36. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-23-36