Психология женского лидерства: предпосылки и мотивы социально-управленческого развития современных женщин
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-6-6-18
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются предпосылки возникновения феномена женского лидерства через призму многовековой истории «патриархальных» гендерных исследований и мотивы саморазвития современных женщин.
Во «Введении» описывается контекст, в котором проведено исследование.
В разделе «Теоретическое обоснование» определяется актуальность и новизна темы настоящего исследования, которые заключаются в формировании горизонта современного понимания гендерного равенства и женского лидерства в фокусе глобальных целей устойчивого развития. Анализируется современное состояние проблемы гендерного равенства и женского лидерства, работа с этой повесткой международными организациями: ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ. Приводятся и анализируются статистические данные о состоянии и динамике развития женского предпринимательства и женского руководства в России и в мире. В разделе «Исследования гендерного равенства и женского лидерства в гуманитарной науке» подробно рассматривается история гендерных исследований, в том числе, современные научные исследования, обосновывающие влияние особенностей эндокринной системы женщин на формирование, так называемого, женского стиля руководства и лидерства. В статье дается авторская позиция системы психологических предпосылок, которые являются факторами успешного и гармоничного саморазвития. Определяются горизонты смысловой самореализации женщин «я – команда – сообщество» как смыслосферы, и горизонты развития личности в социальной сфере. В научном исследовании впервые приводятся и анализируются результаты изучения мотивов саморазвития успешных женщин, проведенного с участницами образовательной программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». В анализ и ранжирование по количеству ответивших респондентов включено более 10 основных мотивов, дающих импульс к личностному и профессиональному росту и саморазвитию женщин.
В «Обсуждении результатов» автор рассматривает проблему женского лидерства в контексте современных научных исследований.
В «Заключении» делается вывод о необходимости изучения и развития женского лидерства для обеспечения целей устойчивого развития и гендерного равенства.
Об авторе
М. А. АфонинаРоссия
Мария А. Афонина
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Абакумова, И. В., Годунов, М. В., Белова, Е. В. (2017). Развитие представлений о смыслообразующих стратегиях личности в современном обществе. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 5, 13–16.
2. Братусь, Б. С. (1988). Аномалии личности. М.: Мысль.
3. Бухарина, А. Ю. (2018). Использование женской модели управления в персональной и корпоративной практике. Философия хозяйства, 1(115), 241–254.
4. Гололобова, Т. М. (2021). Особенности женского стиля управления компаниями. Вестник управления, 12, 5–9.
5. Котоманова, О. В. (2015). Проблема стилей, мотивации и участия в управлении мужчин и женщин. Вестник Бурятского университета. Образование, личность, общество, 5, 91–95.
6. Кулакова, Т. В. (2015). Особенности гендерных различий стиля управления. Актуальные проблемы современности, наука и общество, 1(6), 43–45.
7. Мид, М. (2004). Мужское и женское. Исследование полового вопроса в изменяющемся мире. М.: РОССПЭН.
8. Михайлова, Т. В., Белашкевич, И. В. (2020). Исследования гендерных вопросов в управленческой деятельности. Евразийский союз ученых, 6–3(75), 62–65.
9. Риппон, Д. (2019). Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге. М.: Бомбора.
10. Субботина, Т. Н., Лукашина, Е. В. (2021). Влияние гендерных особенностей на управление персоналом. Экономика и бизнес: Теория и практика, 4–2, 172–175. https://www.doi.org/10.24412/2411-0450-2021-4-2-172-175
11. Хафизова, Н. А. (2015). Маскулинность и феминность как стили (на примере исследований Маргарет Мид). Технологос, 3, 20–30.
12. Lucas, M. (2012). Cordelia Fine. Delusions of Gender: How Our Minds, Society, and Neurosexism Create Difference. Society, 49, 199–202. https://doi.org/10.1007/s12115-011-9527-3
13. Prescott, J., Gavrilescu, M., Cunnington, R., O’Boyle, M. W., Egan, G. F. (2010). Enhanced brain connectivity in math-gifted adolescents: An fMRI study using mental rotation. Cognitive Neuroscience, 1(4), 277–288. https://doi.org/10.1080/17588928.2010.506951
14. Rippon, G., Jordan-Young, R., Kaiser, A., Fine, C. (2014). Recommendations for sex/gender neuroimaging research: key principles and implications for research design, analysis, and interpretation. Frontiers in Human Neuroscience, 8, 650. https:// doi.org/10.3389/fnhum.2014.00650
15. Verma, R., Balhara, Y. P. S., Gupta, C. S. (2011). Gender differences in stress response: Role of developmental and biological determinants. Industrial Psychiatry Journal, 20(1), 4–10. https://www.doi.org/10.4103/0972-6748.98407
Рецензия
Для цитирования:
Афонина М.А. Психология женского лидерства: предпосылки и мотивы социально-управленческого развития современных женщин. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(6):6-18. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-6-6-18
For citation:
Afonina M.A. Psychology of Women's Leadership: Prerequisites and Motives for the Social and Managerial Development of Modern Women. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(6):6-18. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-6-6-18