Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Коммуникативный потенциал личности в контексте профессиональной деятельности: обзор исследований

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-25-32

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы коммуникативного потенциала профессионалов разной направленности связана с расширением информационно-коммуникативного пространства и увеличением объема коммуникативных контактов. Данная тема находится в области научных исследований социологии, коммуникалогии, политологии, философии и психологии. Коммуникативная компетентность необходима современному специалисту не только для успешного выполнения профессиональных задач, но и для эффективного привлечения клиентов, коммуникации с ними и эффективной организации рабочего процесса в позитивном и продуктивном ключе. В данном разделе подчеркивается роль коммуникативного потенциала личности в профессиональной деятельности. Одной из его характеристик является динамичность, благодаря которой существует возможность обучения специалиста на протяжении всего трудового процесса.

Цель. Данная статья направлена на теоретическое обобщение эмпирических данных, полученных российскими и зарубежными исследователями в ходе изучения коммуникативного потенциала специалистов с разной профессиональной направленностью.

Теоретическое обоснование. Отмечены особенности коммуникативного потенциала личности для каждой группы профессий «человек-техника», «человек-природа», «человек-человек», «человек-знаковые системы», «человек-художественный образ» на примере работников педагогической, медицинской, административной, творческой, цифровой и технической сфер. В статье рассмотрены основные направления и результаты исследований коммуникативного потенциала личности в выбранных профессиях.

Обсуждение результатов. Авторами описаны основные современные исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме коммуникативного потенциала личности в соответствии с типом профессий, а также выявлены задачи дальнейшего исследования данной проблематики. Проведенный анализ показал, что в современных условиях коммуникативный потенциал личности становится важным компонентом профессиональной компетентности независимо от типа профессиональной деятельности. Современные специалисты профессий «человек-знак», «человек-техника», «человек-природа», так же, как и представители социономических профессий, нуждаются в специальной коммуникативной подготовке, развитии коммуникативных умений и навыков.

Об авторах

Ю. Ю. Ханина
Донской государственный технический университет
Россия

Ханина Юлия Юрьевна

  344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Г. П. Звездина
Донской государственный технический университет
Россия

Звездина Галина Павловна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общая и консультативная психология», факультета «Психология, педагогика, дефектология»

 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Аухадеева, Л. А. (2006). Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры. Интеграция образования, 2, 40–47.

2. Барахович, И. И. (2013). Коммуникативный потенциал личности: постижение смыслов. Письма в эмиссия. Оффлайн, (10), 2072, http://dx.doi.org/10.17513/spno.29676

3. Волков, И. В. (2019). Особенности коммуникативного потенциала современных менеджеров среднего звена. Вестник Мининского университета, 7, (4), 10.

4. Григорьева-Голубева, В. А. (2017). Опыт изучения коммуникативного поведения педагога. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, (4), 104–110.

5. Ивонина, А. И., Чуланова, О. Л. и Давлетшина, Ю. М. (2017). Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Вестник евразийской науки, 9 (1), 90.

6. Илларионова, Л. П. и Сморчкова, В. П. (2022). Проблемы формирования коммуникативной компетенции у студентов вузов художественного профиля. Мир науки, культуры, образования, 2(93), 186−188.

7. Калинина, С. В., Моисеева, А. А. и Филиппович, Е. В. (2017). Взаимосвязь коммуникативной компетентности личности с успешностью профессиональной деятельности представителей творческих профессий. Вестник новгородского государственного университета, (4), 56–59.

8. Климов, Е. А. (1990). Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. Москва: Просвещение, 158.

9. Козлова, Е. В. (2003). Коммуникативный потенциал личности в контексте понимания становления человека как открытой системы. Сибирский психологический журнал, (18), 26–31.

10. Кострыкина, С. А. и Ермолаева, А. В. (2010). Коммуникативная компетентность будущих инженеров-технологов. Новые образовательные технологии в вузе: Седьмая международная научно-методическая конференция, 8-10 февраля 2010 года: сборник тезисов докладов: Часть 1. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 305–308.

11. Курилович, Н. В. (2014). Коммуникативный потенциал специалиста социальной работы как основа эффективного профессионального общения. Социально-экономические явления и процессы, 9 (9), 154–158.

12. Левкина, Л. И. (2013). Коммуникативный потенциал — исследование понятийно-терминологического аппарата. Коммуникология, 2 (2), 51–64.

13. Левченко, А. Е. (2008). Параметры коммуникативной компетенции менеджеров. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 23 (1), 80–86.

14. Ледванова, Т. Ю. и Коломейчук, А. В. (2015). Формирование коммуникативной компетентности врача. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 5 (2), 115–121.

15. Малкарова, Р. Х. (2015). Коммуникативный ресурс как акмеологический модус успешности специалистов антропоцентрированных профессий. Гуманизация образования, 3, 33–40.

16. Мухачева, Е. В. и Кудрявцева, Н. С. (2019). Формирование коммуникативной компетентности it-специалистов в условиях внутрифирменного повышения квалификации. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 1(28).

17. Ротова, Н. А. (2014). Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации. Современная педагогика, 7 (20), 13–18.

18. Рыданова, Е. Н. (2006). Коммуникативные умения будущих инженеров с позиции целостного подхода. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 4 (17), 103–106.

19. Тараканов, Я. Л. (2018). Коммуникативная компетентность it специалиста: структура и содержание. Вестник удмуртского университета. Серия философия. психология. Педагогика, 28 (3), 351–357.

20. Филатова, Е. В. (2012). Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура. Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit, (1), 18.

21. Харченко, Е. В. и Рычкова, Л. С. (2012). Сущность и структура коммуникативного потенциала школьников. Сибирский педагогический журнал, (1), 77–81.

22. Щербакова, Т. Н. и Рощевская, Е. В. (2013). Коммуникативный ресурс как акмеологическая детерминанта успешности профессионального становления специалистов в области медицины. Российский психологический журнал, 10(3), 44–54. http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2013.3.5

23. Bachmann, C., Pettit, J. and Rosenbaum, M. (2022). Developing communication curricula in healthcare education: An evidence-based guide. Patient Education and Counseling, 105 (7), 2320–2327. https://doi.org/10.1016/j.pec.2021.11.016

24. Hendon, M., Powell, L. & Wimmer, H. (2017). Emotional intelligence and communication levels in information technology professionals. Computers in Human Behavior, 71, 165–171. http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2017.01.048

25. Palea, A., Ciobanu, G. & Kilyeni, A. (2012). Educational skills in training landscape architecture students: developing communication skills. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 46, 4672–4677. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.316

26. Toft, Y., Howard, P. & Jorgensen, D. (2003). Human-centred engineers — А model for holistic interdisciplinary communication and professional practice, International Journal of Industrial Ergonomics, 31 (3), 195–202. http://doi.org/10.1016/S0169-8141(02)00197-X

27. Van der Molen, H. T. (2020). Successful Communication Skills Training for the Health Professions. Health Professions Education, 6, 1–2. https://doi.org/10.1016/j.hpe.2019.08.001

28. Yeúil, H. (2010). The relationship between candidate teachers’ communication skills and their attitudes towards teaching profession. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 9(19), 919–922. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.12.259


Рецензия

Для цитирования:


Ханина Ю.Ю., Звездина Г.П. Коммуникативный потенциал личности в контексте профессиональной деятельности: обзор исследований. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(4):25-32. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-25-32

For citation:


Khanina Yu.Y., Zvezdina G.P. Communicative Potential of the Personality in the Professional Activity Frames: A Research Review. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(4):25-32. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-25-32

Просмотров: 404


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+