Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Визуализация как метод уменьшения симптомов тревоги и стресса

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-33-41

Аннотация

Введение. Данное исследование посвящено использованию техники визуализации в ситуациях, которые сопровождаются тревожностью, стрессом и депрессивными состояниями. Актуальность данного исследования состоит в том, что в эпоху нестабильности и неопределенности люди испытывают стресс гораздо чаще. Данная техника может не только помочь поднять настроение, но и способствовать улучшению самочувствия. Визуализацию можно практиковать всякий раз, когда приближаются симптомы тревоги. Чтобы улучшить визуализацию, необходимо не просто знать, как это делать, но и практиковать несколько раз в день.

Цель. Изучить визуализацию — популярную технику релаксации, которая включает в себя использование воображения, чтобы испытать желаемое чувство, такое как умиротворение, уверенность и мотивация.

Материалы и методы. Методы визуализации и воображения (иногда называемые методом управляемых образов) предлагают несколько способов снижения стресса. Эти методы предполагают систематическую практику визуализации, в процессе которой создается подробный мысленный образ спокойной и неопасной окружающей среды.

Результаты иссследования. В нашем исследовании проверялись уровни тревоги и депрессии до и после использования методов визуализации. Кроме этого, метод визуализации был апробирован на реципиентах с положительными результатами, следовательно, может быть рекомендован для внедрения в качестве метода стабилизации эмоционального фона, для научения саморегуляции, развития когнитивных способностей и улучшения навыков общения. Все испытуемые продемонстрировали значительное улучшение состояния и снижение уровня стресса.

Обсуждение и заключение. Творческая визуализация не только помогает визуализировать благоприятное разрешение стрессовой ситуации, но и может служить «ментальной репетицией» для успеха в любой деятельности. Также визуализация может быть использована в качестве одной из копинг стратегий для повышения оптимизма и формирования стрессоустойчивости. Дальнейшие направления исследования обозначены в этой части статьи.

Об авторах

Е. А. Макарова
Донской государственный технический университет
Россия

Макарова Елена Александровна - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Общая и консультативная психология»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Е. Н. Дегтярева
Донской государственный технический университет
Россия

Дегтярева Елена Николаевна - магистрант кафедры «Общая и консультативная психология»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Александров, А. Г., и Лукьянёнок, П. И. (2016). Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности. Научное обозрение. Медицинские науки, 6, 5–15.

2. Беляева, Л. А. Корытко, О. В., и Медведева, Г. А. (2009). Биохимия сокращения и расслабления мышц: практическое руководство для студентов вузов специальности «Физическая культура». ГГУ им. Ф. Скорины.

3. Водопьянова, Н. Е. (2009). Психодиагностика стресса. СПб.: Питер.

4. Евстифеева, С. Е., Шальнова, С. А., Макарова, Ю. К., Яровая, Е. Б., Баланова, Ю. А., Имаева, А. Э., Капустина, А. В., Муромцева, Г. А., Максимов, С. А., Карамнова, Н. С., Артамонова, Г. В., Белова, О. А., Гринштейн, Ю. И., Петрова, М. М., Дупляков, Д. В., Ефанов, А. Ю., Кулакова, Н. В., Либис, Р. А., Черных, Т. М., … Драпкина, О. М. (2021). Ассоциируется ли уровень тревоги и депрессии в популяции со смертностью населения? По данным исследования ЭССЕ-РФ. Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 20(5), 3009. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2021-3009

5. Звенигородская, М. А. (2020). Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей. Молодой ученый, 4(294), 256–258.

6. Ибахаджиева, Л. А. (2021). «Тревожность» как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления. Международный научно-исследовательский журнал, 11–4(113), 45−49.

7. Иванченко, Т. А., Иванченко, М. А. и Иванченко, Т. П. (1994). Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. Изд-во АО «Комплект».

8. Кордуэлл, М. (2000). Психология от А до Я: Словарь-справочник. Пер. с англ. К. С. Ткаченко. ФАИР-ПРЕСС.

9. Котова, О. В., Беляев, А. А., и Акарачкова, Е. С. (2021). Современные методы диагностики и лечения тревожных и депрессивных расстройств. РМЖ. Медицинское обозрение, 5(10), 648−653. https://doi.org/10.32364/2587-6821-2021-5-10-648-653

10. Павлова, О. С. (2021). Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. Национальный цифровой ресурс Руконт.

11. Петровский, А. В. (2005). Общая психология. Словарь. Per Se.

12. Прихожан, А. М. (2009). Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Питер.

13. Саймонтон, К., и Саймонтон, С. (2001). Психотерапия рака. Питер.

14. Шальнова, С. А., Евстифеева, С. Е., Деев, А. Д., Артамонова, Г. В., Гатагонова, Т. М., Дупляков, Д. В., Ефанов, А. Ю., Жернакова, Ю. В., Конради, А. О., Либис, Р. А., Минаков, Э. В., Недогода, С. В., Ощепкова, Е. В., Романчук, С. В., Ротарь, О. П., Трубачева, И. А., Шляхто, Е. В., и Бойцов, С. А. (2014). Распространенность тревоги и депрессии в регионах Российской Федерации и ее ассоциации с социально-демографическими факторами. Терапевтический архив, 86(12), 53–60. https://doi.org/10.17116/terarkh2014861253-60

15. Шпет, М. С. (2015). Психологическая природа и причины личностной тревожности. Научный альманах, 11–5 (13), 245–247. https://doi.org/10.17117/na.2015.11.05.245

16. Makarova, E. A., & Makarova, E. L. (2019). The functional model of using visualization and digitalization for media literacy development in media education process. Media Education, 59(4), 547–556. https://doi.org/10.13187/me.2019.4.547

17. Malik, S., Stead, T. S., Mangal, R., & Ganti, L. (2022). General anxiety disorder in youth: A national survey. Health Psychology Research, 10(4), 39578. https://doi.org/10.52965/001c.39578

18. Moon, K., Kim, S., Kim, J., Kim, H., & Ko, Y. (2020). The mirror of mind: Visualizing mental representations of self through reverse correlation. Frontiers in Psychology. 11, 1149. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01149

19. Seçer, I., Gulbahce, A., & Ulas, S. (2019). An investigation into the effects of anxiety sensitivity in adolescents on childhood depression and anxiety disorder. Educational Research and Reviews, 14(9), 293–299. https://doi.org/10.5897/err2018.365


Рецензия

Для цитирования:


Макарова Е.А., Дегтярева Е.Н. Визуализация как метод уменьшения симптомов тревоги и стресса. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(4):33-41. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-33-41

For citation:


Makarova E.A., Degtyareva E.N. The Visualization Method in Dealing with Symptoms of Anxiety and Stress. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(4):33-41. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-33-41

Просмотров: 2166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+