Уровень рефлексии и креативности у активных пользователей социальных сетей
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-42-52
Аннотация
Введение. Данная статья представляет одно из немногих исследований, рассматривающих взаимосвязь между креативностью и приобщенностью к социальным сетям. В нем также изучается уровень рефлексии у активных пользователей виртуального пространства. Актуальность исследования также обусловлена быстрым ростом числа пользователей социальных сетей в период с 2021 по 2022 год.
Цель. Целью данной работы является исследование взаимосвязи активности в социальных сетях и уровня рефлексии и креативности у активных пользователей социальных сетей.
Материалы и методы. Для практического выполнения поставленных целей мы использовали несколько методик психологического тестирования: опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (ДТР) Д. А. Леонтьев. Е. Н. Осин, Методика диагностики личностной креативности Е. Е. Туник, авторская анкета для изучения приобщенности респондентов к социальным сетям, а также методы математической статистики: критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Пирсона. В качестве эмпирического объекта исследования выступили 145 респондентов разного возраста и разных профессий, а также студенты факультета МКМТ и фрилансеры.
Результаты исследования. Установлено, что активные пользователи имеют более высокие показатели по шкале «Квазирефлексия» и, отвлекаясь от событий, происходящих вокруг, предпочитают погружение в виртуальный мир, наполненный событиями и переживаниями, не имеющими отношения к актуальной жизненной ситуации. Показано, что уровень креативности у активных и неактивных пользователей социальных сетей не имеет значимых различий.
Обсуждение и заключение. Полученные нами данные не подтверждают исследования некоторых авторов о взаимосвязи креативности и рефлексии среди пользователей социальных сетей, а также о связи активности в социальных сетях с уровнем рефлексии. Таким образом, проведенное исследование позволяет расширить представления о психологических особенностях личности, проявляющихся в социальных сетях и определяющих поведение в социальных сетях, а также расширить диагностическую программу исследований психологических предикторов информационного поведения личности.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. ХрестинаРоссия
Хрестина Виктория Вячеславовна - психолог, самозанятая
г. Геленджик
А. В. Гришина
Россия
Гришина Анастасия Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
М. А. Давыдова
Россия
Давыдова Мария Анатольевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Боровинская, Д. Н., и Суровцев, В. А. (2019а). Креативность и мышление: категориальная характеристика. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 47, 15–24.
2. Боровинская, Д. Н., и Суровцев, В. А. (2019б). Рефлексия и природа креативности. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 49, 20–22.
3. Хамзина, Д. В. (2021). Рефлексия в межличностном общении студентов — пользователей социальных сетей. Мир Науки, Культуры, Образования, 5, 54–57.
4. Электронный ресурс: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html
5. Brailovskaia, J., Margraf, J., Schillack, H., & Ko ̈llner, V. (2019). Comparing mental health of Facebook users and Facebook non-users in an inpatient sample in Germany. Journal of Affective Disorders, 259, 376–381. https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.08.078
6. Ceballos, N. A., Howard, K., Dailey, S., Sharma, S., & Grimes, T. (2018). Collegiate binge drinking and social media use among hispanics and non-hispanics. Journal of Studies on Alcohol and Drugs, 79(6), 868–875. https://doi.org/10.15288/jsad.2018.79.868
7. Chae, J. (2018). Reexamining the relationship between social media and happiness: The effects of various social media platforms on reconceptualized happiness. Telematics and Informatics, 35(6), 1656–1664. https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.04.011
8. De Lenne, O., Vandenbosch, L., Eggermont, S., Karsay, K., & Trekels, J. (2018). Picture- perfect lives on social media: A cross-national study on the role of media ideals in adolescent well-being. Media Psychology, 23(1), 52–78. https://doi.org/10.1080/15213269.2018.1554494.
9. Fardouly, J., Magson, N. R., Rapee, R. M., Johnco, C. J., & Oar, E. L. (2020). The use of social media by Australian preadolescents and its links with mental health. Journal of Clinical Psychology, 76(7), 1304–1326. https://doi.org/10.1002/jclp.22936
10. Griffiths, S., Murray, S. B., Krug, I., & McLean, S. A. (2018). The contribution of social media to body dissatisfaction, eating disorder symptoms, and anabolic steroid use among sexual minority men. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 21(3), 149–156. https://doi.org/10.1089/cyber.2017.0375
11. Holland, G., & Tiggemann, M. (2016). A systematic review of the impact of the use of social networking sites on body image and disordered eating outcomes. Body Image, 17, 100–110. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2016.02.008
12. Huang, C. (2017). Time spent on social network site and psychological well-being: A meta-analysis. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 20(6), 346–354. https://doi.org/10.1089/cyber.2016.0758
13. Longobardi, C., Settanni, M., Fabris, M. A., & Marengo, D. (2020). Follow or be followed: Exploring the links between Instagram popularity, social media addiction, cyber victimization, and subjective happiness in Italian adolescents. Children and Youth Services Review, 113, 104955. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104955
14. Lowe-Calverley, E., Grieve, R., & Padgett, C. (2019). A risky investment? Examining the outcomes of emotional investment in instagram. Telematics and Informatics, 45, 101299. https://doi.org/10.1016/j.tele.2019.101299
15. Ponnusamy, S., Iranmanesh, M., Foroughi, B., & Hyun, S. S. (2020). Drivers and outcomes of instagram addiction: Psychological well-being as moderator. Computers in Human Behavior, 107, 106294. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106294
16. Yurdagül, C., Kircaburun, K., Emirtekin, E., Wang, P., & Griffiths, M. D. (2019). Psychopathological consequences related to problematic instagram use among adolescents: The mediating role of body image dissatisfaction and moderating role of gender. International Journal of Mental Health and Addiction, 1–13. https://doi.org/10.1007/s11469-019-00071-8
17. Wang Zh., Hangeldiyeva M., Ali A. & Guo M. (2022). Effect of Enterprise Social Media on Employee Creativity: Social Exchange Theory Perspective. Journal of Frontiers in Psychology, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.812490
Рецензия
Для цитирования:
Хрестина В.В., Гришина А.В., Давыдова М.А. Уровень рефлексии и креативности у активных пользователей социальных сетей. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(4):42-52. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-42-52
For citation:
Khrestina V.V., Grishina A.V., Davydova M.A. Reflection and Creativity Levels in Active Social Media Users. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(4):42-52. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-42-52