Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Рефлексия как предиктор отношения к временной перспективе

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-64-72

Аннотация

Введение. Рефлексия как способность к самоанализу, критическому осмыслению настоящего и прогнозированию будущего, помогает личности справляться с текущей ситуацией неопределенности и является весьма актуальным объектом исследования. В статье проанализированы работы зарубежных и отечественных ученых в области рефлексии, самонаблюдения и отношения к временной перспективе, однако тема взаимосвязи ведущего типа рефлексии и временной перспективы не изучена.

Цель. Исследовать взаимосвязь типа рефлексии и отношения к временной перспективе у молодежи.

Материалы и методы. Основными инструментами исследования выбраны методики: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, «Методика изучения образа возможного будущего» В. Н. Петровой; «Дифференциальный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева, Е. М. Лаптевой, Е. Н. Осина и А. Ж. Салиховой; тест «Смысложизненные ориентации» по Д. А. Леонтьеву. Для статистического анализа достоверности различий применялся Н-критерий Крускелла-Уоллиса.

Результаты исследования. Исследование ответов респондентов (n = 228) позволили выявить различия в отношении к временной перспективе у респондентов с разным типом рефлексивности (системная рефлексия, квазирефлексия, интроспекция). Так, ведущий тип рефлексивности, квазирефлексия, отражается в большой направленности в будущее, фантазировании о нем, и поисках гедонизма в настоящем; преобладание интроспекции отражается в сложности осмысления прошлого опыта, вере в силу обстоятельств, более низким уровнем удовлетворенности процессом и результатом жизни; системная рефлексия отличается высоким уровнем самосознания, личностной зрелости, сформированности жизненных целей, ясности смысложизненных ориентаций.

Обсуждение и заключение. В заключении сделаны выводы о достоверности выявленных различий. Так, выявлены достоверные различия между группами по шкалам «фаталистическое настоящее», «процесс жизни», «результат жизни», «локус контроля Я», «локус контроля Жизнь», что говорит о том, что рефлексия служит одним из факторов, связанных с отношением к временной перспективе. Результаты исследования могут быть включены в обучающие курсы для студентов ВУЗов по предмету: «Психология жизненного пути».

Об авторах

М. В. Годунов
Донской государственный технический университет
Россия

Годунов Михаил Викторович - доктор психологических наук, профессор кафедры «Общая и консультативная психология»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Н. Е. Комерова
Донской государственный технический университет
Россия

Комерова Наталья Евгеньевна - ассистент кафедры «Общая и консультативная психология»

344003,  г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Авраменко, Н. Н. (2016). Роль рефлексивных процессов в выборе стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 22(3), 128–132.

2. Бехтер, А., Куфтяк, Е., и Филатова, О. (2022). Взаимосвязь временной перспективы и рефлексивности в реактивно-проактивном совладании у молодых людей (на примере ранней взрослости). Психологические исследования, 15(85–86), 5. https://doi.org/10.54359/ps.v15i85.1276

3. Голубева, Е. В. (2019). Профили рефлексивности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье. Studia Humanitatis, 2, 13–13. https://doi.org/10.24411/2308-8079-2019-00007

4. Каяшева, О. И., и Ханова, З. Г. (2021). Ретроспективная, ситуативная и проспективная рефлексия в достижении профессиональной успешности студентов-психологов. Казанский педагогический журнал, 4(147), 252–257.

5. Кайдановская, И. А. (2011). К вопросу о рефлексии. Северо-Кавказский психологический вестник, 9(2), 26–30.

6. Леонтьев, Д. А., и Осин, Е. Н. (2014). Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(4), 110–135.

7. Никонов, Г. А., и Егорова, Т. Е. (2016). Соотношение уровня рефлексивности и психологической дифференцированности. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 1, 50–55.

8. Парфененкова, К. В. (2018). Понятие временной перспективы в психологическом осмыслении. Теория и практика современной науки, 5(35), 653–656.

9. Петрова, В. Н. (2010). Онтологические основания изучения образа будущего. Вестник Томского государственного университета, 332, 163–165.

10. Подпругина, В. В. (2022). Роль рефлексии эмоций в успешности профессиональной деятельности. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт, 1, 118–122. https://doi.org/10.24412/cl-36922-2022-1-118-122

11. Самсоненко, Л. С. (2019). Изучение представлений о будущем у студентов на разных этапах обучения. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8(4(29)), 355–358.

12. Сизикова, Т. Э. (2019). Влияние полимодальности рефлексии на самоорганизацию личности. Science for Education Today, 9(1), 57–75.

13. Толстая, С. В., и Бондаренко, О. В. (2017). Анализ понятия рефлексия в психологической литературе. Проблемы современной науки и образования, 33(115), 60–65.

14. Lau, C. Y. H., & Tov, W. (2023) Effects of positive reappraisal and self-distancing on the meaningfulness of everyday negative events. Frontiers in Psychology, 14, 1093412. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1093412

15. Mertens, E. C., Deković, M., van Londen, M., & Reitz, E. (2022). Parallel changes in positive youth development and self-awareness: The role of emotional self-regulation, self-esteem, and self-reflection. Prevention Science, 23, 502–512 https://doi.org/10.1007/s11121-022-01345-9

16. Murdoch, E. M., Chapman, M. T., Crane, M., & Gucciardi, D. F. (2023). The effectiveness of self-distanced versus self-immersed reflections among adults: Systematic review and meta-analysis of experimental studies. Stress and Health, 39(2), 255–271. https://doi.org/10.1002/smi.3199


Рецензия

Для цитирования:


Годунов М.В., Комерова Н.Е. Рефлексия как предиктор отношения к временной перспективе. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(4):64-72. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-64-72

For citation:


Godunov M.V., Komerova N.E. Reflection as a Predictor of Attitude Towards Time Perspective. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(4):64-72. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-64-72

Просмотров: 311


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+