Психологическое сопровождение формирования единого образовательного пространства Донбасса и Российской Федерации
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-73-80
Аннотация
Введение. Статья посвящена изучению проблемы психологического сопровождения формирования единого образовательного пространства Донбасса и Российской Федерации в новых социально-политических условиях. Обосновывается актуальность формирования единого образовательного пространства Донецкой Народной Республики и России в условиях «отмены» русской культуры со стороны западных стран и напряженной геополитической ситуации. Описывается особая роль психологической помощи в становлении новой системы образования в условиях повышенного стресса.
Цель. Раскрытие основных положений и принципов модернизации психологического сопровождения формирования единого образовательного пространства Донбасса и Российской Федерации.
Теоретическое обоснование. Описываются основные причины необходимости модернизации и совершенствования системы психологического сопровождения в учебных заведениях. Приводится перечень функций, которые выполняет педагог-психолог, работающий в учебных заведениях: проведение диагностики психоэмоционального состояния учащихся; консультирование родителей и преподавателей; создание благоприятного психологического климата; обеспечение школьников и студентов психологической защищенностью и пр. Перечисляются проблемы, препятствующие оказанию эффективной психологической помощи учащимся, которые включают низкую степень информированности о наличии такой возможности в учебном заведении, низкую степень доверия учащихся психологам и страх, что информация, полученная психологом во время психологических консультаций станет известна третьим лицам, отсутствие легкого и быстрого доступа к психологу.
Обсуждение результатов. Предлагается разработка стратегии быстрой психологической помощи в образовательных учреждениях и создание службы психологической помощи, основанной на своевременной идентификации потенциальных проблемных ситуаций с помощью мер профилактической диагностики, разработке алгоритма быстрой реакции, определении организационных моментов, создании условий для защиты конфиденциальности, обеспечения доступности психологической помощи и т.д.
Об авторе
С. В. КолобоваРоссия
Колобова Светлана Викторовна - аспирант кафедры общей, социальной психологии и истории психологии; ассистент кафедры практической психологии
111395, г. Москва, ул. Юности, 5
87500, г. Мариуполь, пр. Строителей, 129А
Список литературы
1. Жуковский, И. В. (2005). Интеграционные процессы в развитии международных образовательных проектов. Стандарты и мониторинг в образовании, 1, 52–56.
2. Легойда, В. Р., и Агеев, А. И. (2022). Место и роль науки, образования и культуры в сотрудничестве и интеграции России и Донбаса. В Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции. Материалы международной научно-практической конференции (С. 304–305). Учебно-методический центр.
3. Макарова, И. В., Умняшова, И. Б., Киктенко, М. В., Тимонов, Е. И., и Коломийцева, Э. А. (2017). Взаимодействие психологической службы вуза со студентами: проблемы и пути их решения. В И. Б. Умняшова, И. В. Макарова (ред.), Психологическая служба университета: реальность и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 23–28). Высшая школа экономики.
4. Малютина, Т. В., и Морозова, И. С. (2017). Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов на этапе обучения в вузе. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2(28), 128–131.
5. Метелькова, Е. И. (2017). Университетская психологическая служба: правовые основания деятельности и перспективы развития. В И. Б. Умняшова, И. В. Макарова (ред.), Психологическая служба университета: реальность и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 29–36). Высшая школа экономики.
6. Нескреба, Т. А., Добровольская, Н. А., и Осиченко, Е. Д. (2019). Интеграция образовательного процесса с вузами России как условие повышения качества образования в ДНР. Alma Mater, 11, 30–32.
7. НИУ ВШЭ. (2022). Единое образовательное пространство: как вузы новых регионов РФ интегрируются в российскую систему. https://www.hse.ru/news/science/802506045.html
8. Тащева, А. И., Валеева, Г. В., Гриднева, С. В., и Арпентьева, М. Р. (2022). Психологическая служба вуза: основные задачи и направления функционирования. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования, 22(2(58)), 201–215.
9. Тащева, А. И., и Гриднева, С. В. (2017). Психологическая служба в университете: организационные, этические и методические проблемы. В И. Б. Умняшова, И. В. Макарова (ред.), Психологическая служба университета: реальность и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 36–44). Высшая школа экономики.
10. Ульянина, О. А., Гаязова, Л. А., Ермолаева, А. В., и Файзуллина, К. А. (2022). Экстренная психологическая помощь в системе образования: современное состояние. Психологическая наука и образование, 27(4), 88–99. https://doi.org/10.17759/pse.2022270409
11. Шойгу, Ю. С., Тимофеева, Л. Н., и Курилова, Е. В. (2019). Организация и оказание экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Национальный психологический журнал, 2(34), 55–63. http://doi.org/10.11621/npj.2019.0210
12. Abrams, Z. (2022). Student mental health is in crisis. Campuses are rethinking their approach. Monitor on Psychology, 53(7), 60.
13. Olivares, Á. L. G., Navarro, Ó., Sánchez-Verdejo, F. J., & Muelas, Á. (2020). Psychological well-being and intrinsic motivation: Relationship in students who begin university studies at the school of education in ciudad. Frontiers in Psychology, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.02054
14. Richardson, M., & Rod Bond, C. A. (2012). Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 138(2), 353–387. https://doi.org/10.1037/a0026838
15. Yelpaze, I., & Ceyhan, A. (2019). University students’ perceptions about psychological help seeking: A qualitative study. International Online Journal of Educational Sciences, 11(1), 123–139. http://doi.org/10.15345/iojes.2019.01.009
Рецензия
Для цитирования:
Колобова С.В. Психологическое сопровождение формирования единого образовательного пространства Донбасса и Российской Федерации. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(4):73-80. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-73-80
For citation:
Kolobova S.V. Psychological Support of Common Educational Space Development for Donbas and the Russian Federation. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(4):73-80. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-73-80