Взаимосвязь между адаптированностью и психическим состоянием в учебной деятельности у студентов 1 курса
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-99-108
Аннотация
Введение. Статья посвящена изучению взаимосвязи между адаптированностью и психическим состоянием в ходе учебной деятельности у студентов 1 курса. Актуальность исследования объясняется тем, что функциональное состояние психики студентов является важной составляющей эффективного обучения в университете, однако в научной литературе данный вопрос освещен недостаточно. Данные о динамике функционального состояния психики, уровне адаптации и их взаимосвязи у студентов первого курса можно использовать для построения оптимальных форм проведения учебных занятий, а именно таких, благодаря которым студенты смогут активнее участвовать в занятиях, лучше воспринимать и использовать информацию.
Цель. Изучить взаимосвязь уровня адаптированности в университете у студентов-первокурсников и показателей их психоэмоционального состояния.
Материалы и методы. В качестве эмпирического объекта исследования выступали студенты 1 курса (n = 31) как мужского (n = 5), так и женского пола (n = 26). Для изучения адаптированности студентов была использована методика «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, а для оценки психического состояния использовался тест «САН» (Доскин, и др.). Тестирование первокурсников проводилось каждый день в течение недели в начале и в конце учебного занятия.
Результаты исследования. Было обнаружено наличие связи между адаптированностью к группе и самочувствием, активностью и настроением студентов. При этом такой связи не обнаруживается с показателем адаптированности к учебной деятельности.
Обсуждение и заключение. Самочувствие, активность и настроение студентов первого курса имеют тенденцию снижаться в ходе учебных занятий. Это согласуется с данными исследователей по данной теме: интенсивная умственная нагрузка будет приводить к росту напряжения и соответственному снижению показателей психоэмоционального состояния. Обнаружена взаимосвязь между адаптированностью к группе и показателями психоэмоционального состояния первокурсников. Результаты объясняются большей важностью для студентов адаптации к группе, нежели чем к относительно новому виду деятельности: любые изменения в социальном окружении будут сказываться на психических состояниях первокурсников, что подтверждается данными исследователей.
Об авторах
Е. В. НайденоваРоссия
Найденова Елизавета Витальевна - студент
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
А. С. Морозова
Россия
Морозова Анастасия Сергеевна - студент
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Список литературы
1. Антипова, Л. А. (2008). Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе. Казанский педагогический журнал, 2, 52–56.
2. Арлашкина, О. В., Наумова, Е. В., и Тевлюкова, О. Ю. (2017). Социальная адаптация студентов-первокурсников в университете (по материалам исследования). Теория и практика общественного развития, 11, 54–58.
3. Брагина, К. Р. (2004). Изменения параметров психологического возраста у студентов за последние 10 лет и их связь с депрессивной симптоматикой. Архив психиатрии, 2(1), 87–90.
4. Вороная, В. Д., и Проненко, Е. А. (2022). К проблеме адаптации студентов-первокурсников высших учебных заведений гуманитарного профиля. Северо-Кавказский психологический вестник, 20(4), 27–43. https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.4.3
5. Вороная, В. Д., и Проненко, Е. А. (2022). Адаптация студентов-первокурсников высших учебных заведений: смысловые аспекты и связь с онтологической уверенностью. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 52–66. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66
6. Гордиенко, Т. И. (2018). Индивидуальная мера выраженности адаптированности студентов первого курса к вузу как предиктор риска отчисления. Мир науки. Педагогика и психология, 6(6), 86.
7. Доскин, В. А., Лаврентьева, Н. А., Мирошников, Н. П., и Шарай, В. Б. (1973). Тест дифференцированной самооценки функционального состояния. Вопросы психологии, 19(6), 141–145.
8. Дубовицкая, Т. Д., и Крылова, А. В. (2010). Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование, 2.
9. Зарипов, Р. Н., и Зарипова, И. Р. (2011). Адаптация студентов в технологическом вузе: психолого-педагогический аспект. Вестник Казанского технологического университета, 24, 236–242.
10. Кашина, Ю. В. (2010). Регуляторно-адаптивный статус у студентов с высокими адаптивными возможностями в начале и в конце учебного года. Кубанский научный медицинский вестник, 8, 100–103.
11. Маслова, Т. М., и Покацкая, А. В. (2020). Соотношение психоэмоционального состояния и уровня стрессостойчивости личности. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9(2(31)), 351–353.
12. Севрюкова, Г. А. (2006). Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения. Гигиена и санитария, 1, 74–76.
13. Толстых, Ю. И. (2011). Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 4, 137–142.
14. Atwater, E. (1983). Psychology of adjustment: Personal growth in a changing world (3rd ed.). Prentice Hall.
15. Bailey, T. H., & Phillips, L. J. (2016). The influence of motivation and adaptation on students’ subjective well-being, meaning in life and academic performance. Higher Education Research & Development, 35(2), 201–216.
16. Biddle, S., Fox, K., & Boutcher, S. (2000). Physical activity and psychological well-being. Routledge.
17. Clinciu, A. I. (2013). Adaptation and stress for the first year university students. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 78, 718–722.
18. Creer, T. L. (1997). Psychology of adjustment: An applied approach. Prentice Hall.
19. Dressler, W. W. (1991). Stress and adaptation in the context of culture: Depression in a southern black community. State University of New York Press.
20. Dyson, R., & Renk, K. (2006). Freshmen adaptation to university life: Depressive symptoms, stress, and coping. Journal of Clinical Psychology, 62(10), 1231–1244.
21. Fisher, S., & Hood, B. M. (1987). The stress of the transition to university: A longitudinal study of psychological disturbance, absent-mindedness and vulnerability to homesickness. British Journal of Psychology, 78, 425– 411.
22. Jones, R. (2008). Widening participation: Student retention and success. Higher Education Academy.
23. Lapsley, D. K., Rice, K. G., & Shadid, G. E. (1989). Psychological separation and adjustment to college. Journal of Counseling Psychology, 36, 286–294.
24. Mattanah, J. F., Handcock, G. R., & Brand, B. L. (2004). Parental attachment, separation-individuation, and college student adjustment: A structural equation analysis of mediational effects. Journal of Counseling Psychology, 51, 213–225. http://dx.doi.org/10.1037/0022-0167.51.2.213
25. Mikhail, A. (1981). Stress: A psychophysiological conception. Journal of Human Stress, 7(2), 9–15. https://doi.org/10.1080/0097840X.1981.9936821
26. Simons, J. A., Kalichman, S., & Santrock, J. W. (1994). Human adjustment. Brown & Benchmark.
27. Tinto, V. (2006). Research and practice of student retention: What next? Journal of College Student Retention, 8(1), 1–19.
Рецензия
Для цитирования:
Найденова Е.В., Морозова А.С. Взаимосвязь между адаптированностью и психическим состоянием в учебной деятельности у студентов 1 курса. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(4):99-108. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-99-108
For citation:
Naydenova E.V., Morozova A.S. Studying the Relationship between Adaptation and Mental State in Learning Activity of First-Year Students. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(4):99-108. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-99-108