Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Коммуникативные навыки студенческой молодёжи как фактор успешной социализации в профессиональной сфере

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-109-118

Аннотация

Введение. В статье раскрывается содержание понятия коммуникативной компетентности как ключевой. Подчеркивается, что коммуникативные навыки в современном информационном обществе воспринимаются как базовые. Актуальность исследования заключается в необходимости интеграции знаний, полученных обучающимися в университете. Авторы подчеркивают необходимость формирования коммуникативных навыков в учебной и воспитательной деятельности, акцентируя внимание на сбалансированном сочетании учебной и внеучебной деятельности в вузе.

Цель. Изучение интеграционных механизмов формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов, соответствующих современным запросам работодателей.

Материалы и методы. В исследовании были использованы: Анкета по оценке основных параметров работы в команде и Опросник Р. М. Белбина, шкала «Способность к публичному выступлению», методики «Критерии оценки информативности речи», «Критерии оценки убеждающей речи» и «Самоанализ выступления».

Результаты исследования. Выявлен приоритет деятельностного подхода и индивидуализации образовательного процесса, базирующегося на активных методах обучения, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности обучающихся. Так, студенты, освоившие предлагаемые им учебные модули, способны верно маркировать ситуацию общения, выбирать адекватные коммуникативной ситуации тактики вербального поведения на любом уровне общения.

Обсуждение и заключение. Формирование коммуникативных навыков будущих специалистов осуществляется как при изучении студентами разнообразных дисциплин коммуникативной направленности, так и в результате их участия во внеучебной деятельности, связанной с разнообразными формами воспитательной работы, реализуемыми в университете, а также закрепляется в процессе прохождения различных видов практик

Об авторах

С. В. Былкова
Донской государственный технический университет
Россия

Былкова Светлана Викторовна - доцент, заведующий кафедрой «Документоведение и языковая коммуникация»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина



Е. П. Чубова
Донской государственный технический университет
Россия

Чубова Елена Павловна - доцент кафедры «Документоведение и языковая коммуникация» 

344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 



Список литературы

1. Антропова, Л. В. (2016). Интеграционные механизмы в формировании коммуникативной компетентности будущих менеджеров. Вестник череповецкого государственного университета, 6(75), 125–130.

2. Трофимова, Г. С. (2012). Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты. Удмуртский государственный университет.

3. Фокина, О. С. (2019). Формирование коммуникативной компетенции студентов в условиях интеллектуально-коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. [Кандидатская диссертация]. Томский государственный педагогический университет.

4. Юсупова, Г. В. (2006). Состав и измерение эмоциональной компетентности [Кандидатская диссертация]. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.

5. Bylkova, S. V., & Chubova, E. P. (2020). Role-playing models in the vocational education of future agribusiness experts. E3S Web of Conferences, 175, 15016. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017515016

6. Bylkova, S. V., Chubova, E. P., & Kolmakova, V. V. (2018). Investigations research of social problems. Electronic scientific journal, 9(3), 74–96. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-3-74-96

7. Claessens, L. (2016). Beginning and experienced secondary school teachers’ self-and student schema in positive and problematic teacher-student relationships. Teaching and Teacher Education, 55, 88–99.

8. Crawford, E. O., Higgins, H. J., & Hilburn, J. (2020). Using a global competence model in an instructional design course before social studies methods: A developmental approach to global teacher education. The Journal of Social Studies Research, 44, 367–381.

9. Greculescu, A., Todorescu, L. L., Popescu-Mitroi, M. M., & Fekete, A. C. (2014). Oral communication competence and higher technical engineering. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 128, 169–174.

10. Junge, C., Valkenburg, P. M., Dekovic, M., & Branje, S. (2020). The building blocks of social competence: Contributions of the Consortium of Individual Development Author links open overlay panel. Developmental Cognitive Neuroscience, 45. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2020.100861

11. Kovtunenko, I. V., Bylkova, S. V., Borisenko, V. A., Minakova, N. A., & Rogacheva, V. I. (2018). Interview as a genre of new media communication: Rhetorical relations and pragmatic effects. XLINGUA, 11, 2, 95–105. https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.08

12. Kovtunenko, I. V., Bylkova, S. V., Kudryashov, I. A., & Korman, E. A. (2021). Scenarios for unison text unfolding in Russian blogosphere. Scientific Dialogue, 2, 79–94. https://doi.org/10.24244/2227-1295-2021-2-79-94

13. Özgan, H. (2015). The usage of domination strategies in conflicts between the teachers and students: A case study. Educational Research and Reviews, 11(4), 146–152.

14. Popescu-Mitroi, M. M., Todorescu, L. L., & Greculescu, A. (2015). The impact of psycho-pedagogical training on communicative competence. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 191, 2443–2447. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.723

15. Rodríguez-Lopez, A., Souto, J. E., & Noblejas, M. L. A. (2019). Improving teaching capacity to increase student achievement: The key role of communication competences in Higher Education Studies in Educational Evaluation. Studies in Educational Evaluation, 60, 205–213.


Рецензия

Для цитирования:


Былкова С.В., Чубова Е.П. Коммуникативные навыки студенческой молодёжи как фактор успешной социализации в профессиональной сфере. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(4):109-118. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-109-118

For citation:


Bylkova S.V., Chubova E.P. Communicative Skills of Students as a Factor of Successful Socialization in the Professional Sphere. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(4):109-118. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-109-118

Просмотров: 283


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+