Особенности личностной трансформации в послеродовой период
Abstract
Настоящая статья посвящена исследованию особенностей личностной трансформации в послеродовой период. В ходе исследования были опрошены женщины на этапе 3 триместра беременности в количестве 28 человек (1 группа), эти же женщины, в послеродовой период (до 1 года жизни ребенка), в количестве 28 человек (2 группа), и женщины, родившие 2 ребенка, в количестве 25 человек (3 группа). Средний возраст испытуемых – от 20 до 45 лет. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: Тест смысложизненных ориентаций («PIL» Д. Крамбо и Л. Махолик (методика использована в модификации Д.А. Леонтьева), Методика для измерения уровня личностной и реактивной тревожности» (Ч. Д. Спилбергер и Ю. Л. Ханин), Самоактуализационный тест (САТ), в адаптации Л. Я. Гозмана и M. B. Кроза. В ходе обработки данных применялся статистический Н-критерий Краскала-Уоллиса. В результате проведенного исследования, нами были выдвинута и подтверждена следующая гипотеза: возможно, с момента наступления 3 триместра беременности и по достижению первого года жизни ребенка у женщин происходят существенные личностные трансформации. Считаем, что теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы психологами, которые работают в больницах, для психологической поддержки и сопровождения женщин в период беременности и родов, а также данные результаты могут быть внедрены в учебный процесс в рамках чтения лекций, семинаров в медицинских колледжах и высших учебных заведениях медицинского и психологического профиля. Полученные результаты исследования могут использоваться также в практике семейного консультирования.
About the Authors
Анна КукулярRussian Federation
Юлия Юношева
Russian Federation
References
1. Abakumova I.V. (2008). Мeaning didactics. Textbook for masters of pedagogy and psychology. Moscow: CREDO, 2008. 386 p.
2. Bratus B.S. (2013). Personal meanings by A. N. Leontiev and the problem of the vertical of consciousness. Traditions and perspectives of activity approach in psychology: the school of A. N. Leontiev / edited by A.E. Voiskunsky, A.N. Zhdan, O.K. Tikhomirov. Moscow: Smysl, 2013. P. 284–298.
3. Brutman V.I., Filippova G.G., Khamitova I.Yu. (2012). Dynamics of psychological state of women during pregnancy and after childbirth. Questions of psychology. 2012. No. 1. P. 59–68.
4. Weiser G.A. (2016). The meaning of life and age. Psychological, pedagogical and philosophical aspects of the problem of the meaning of life / Edited by V.E. Chudnovsky, A.A. Bodalev, N.L. Karpova. M.: Psychological Institute of RAE, 2016. P. 91–110.
5. Zalevsky G.V., Mamysheva N.L., Shelekhov I.L. (2015). Individual psychological features of pregnant women in the prognosis of deviant forms of maternal behavior. Siberian psychological journal. 2015. No. 22. P. 7–12.
6. Kovalenko N.P. (2002). Psychoprophylaxis and psychocorrection of a woman during pregnancy and childbirth: Medical and social problems. Diss. ... D. Psychol. sciences. St. Petersburg. 493 p.
7. Leontiev A.N. (2014). Philosophy of psychology: from the scientific heritage. Moscow: MSU, 2014. 287 p.
8. Magomed-Eminov M.S. (2010). Transformation of personality. M: PARF, 2010. 494 p.
9. Minyurova S.A. (2013). Dialogical approach to the analysis of the semantic experience of motherhood. Questions of psychology. 2013. No. 4. P. 63–75.
10. Ovcharova R.V. (2006). Parenthood as a psychological phenomenon: a training manual. M.: Moscow Psychological and Social Institute, 496 p.
11. Ramikh V.A. (1997). Motherhood as a sociocultural phenomenon. Diss. ... D. philosopher. sciences. Rostov-on-Don. 236 p.
12. Skritskaya T.V. (2016). Value orientations and the level of life satisfaction as an indicator of personal growth of women during pregnancy "Perinatal psychology and psychology of parenthood". No. 1. P. 76–82.
13. Filippova G. G. (2013). Motherhood: a comparative psychological approach. Psychological journal, T. 20, No. 5. P. 81–88.
Review
For citations:
, . Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2019;2(2). (In Russ.)