Preview

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

Advanced search

Смысловой диалог как технология инициации межличностных смыслов в учебном процессе ВУЗа

Abstract

В статье рассматривается феномен формирования межличностных смыслов в деятельности обучения в вузе. Актуальность темы определяется усиливающейся тенденцией гуманизации образования. Новизна исследования заключается в рассмотрении деятельности преподавателя и студентов как поля формирования межличностных смыслов в непосредственной связи с реализацией педагогической технологии смыслового диалога. Гуманизация образования в высших учебных заведениях имеет свои особенности и сложности, так как обучающимися выступают люди с сформировавшейся ценностно-смысловой сферой. В современных условиях динамично изменяющегося мира классические методы и формы обучения не могут в полной мере удовлетворить потребности студентов, будущих специалистов в своей сфере. Одним из вариантов изменения образовательного процесса в вузе является его интенсификация, с большей вовлеченностью и преподавателей и студентов за счет преобразования обучения в полноценную совместную деятельность преподавателей и студентов, а также организации выполнения групповых заданий студентов в формате совместной деятельности. Одной из основ совместной деятельности является общая мотивационная смысловая структура, которая создается на основе общности индивидуальных смыслов с последующим формированием межличностных смыслов. Технологией, позволяющей инициировать и поддержать формирование межличностных смыслов, является диалог в форме смысловой коммуникации. Диалог реализуется в условиях субъект-субъектных отношений, в которых и преподаватель и студенты неизбежно становятся субъектами деятельности обучения, причем именно совместной деятельности. Взаимное доверие и уважение, необходимые для диалога, и нацеленность на развитие ценностно-смысловой сферы являются также и факторами, способствующими формированию межличностных смыслов.

About the Authors

Ирина Шарапа
Южный федеральный университет
Russian Federation


Ася Агасиян
Южный федеральный университет
Russian Federation


References

1. Abakumova I.V., Belousova А.К., Zorina Е.S., Maksimovitch Е., Nikolaeva Е.А., Nurmukhamedova I.V., Stoshich L., Fedotova О.D. (2019). Psikhologo-pedagogicheskye osnovy innovatsionnykh metodov obucheniya v vyshey shkole. [Psychological and pedagogical foundations of innovative methods of college teaching]. М.: Ruscience, 228 p.

2. Abakumova I.V., Godunov M.V., Pen'kov D.V. (2019). Smysloobrzuyushchie strategii: potencial sovremennyh issledovanij [The strategies of meaning formation: the potential of modern research]. М.: CREDO, 44 p.

3. Abakumova I.V., Godunov М.V., Yenin Е.А., Generdukaeva Z.S. (2016). Strategiy smysloobrazovaniya: sovremennye predstavleniya v rabotakh otechestvennykh issledovateley [Meaning-formation strategies: modern understanding in the works of national researchers]. M.: CREDO, 36 p.

4. Abakumova I.V., Kagermazova L. Ts., Ermakov P.N. (2016). Technologies for directed translation of meanings in the practice of the educational process. M.: CREDO, 234 p.

5. Abakumova, I. V. (2008) Smyslodidaktika: uchebnoe posobie dlya magistrantov otdelenij pedagogiki i psihologii [Meaning didactics: handbook for masters degree candidates of the psychology and pedagogy departments]. Rostov-on-Don: SFU, 320 p.

6. Belousova A.K. (2002). Self-organization of joint mental activity. Rostov-on-Don: Publishing House of the Russian State Pedagogical University, 360 p.

7. Belova E.V., Lukyanenko M.A. (2014). “Tasks for meaning”: dialogue forms and conditions of use in the educational process. Russian Psychological Journal. Vol. 11, No. 3. P. 33–40. DOI: 10.21702/rpj.2014.3.3

8. Dautov D.F., Belousova A.K. Mutual influence of partners in joint mental activity in the practice of instruction. News of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2009. No. 9. P. 117-127.

9. Dautov D.F., Suroedova E.A. (2012). Phenomena of joint mental activity. Rostov-on-Don: DSTU Publishing House, 168 p.

10. Ermakov P.N., Abakumova I.V., Osipova A.A. (2016). Meaning barriers in learning: didactic content and technologies for overcoming. M.: CREDO, 274 p.

11. Kagermazova L. Ts. Meaning communications in the educational process: theory and technologies of directional translation of meanings in learning: author. dis. ... dr. psychol. sciences. Rostov-on-Don, 2009.66 p.

12. Leontyev D.A. (2007). Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. 3rd ed., ext. M.: Smysl, 511 p.

13. Matsyuk E.A., Komarov Yu.A. (2019). Peculiarities of the meaning-formation of younger schoolchildren in the conditions of included education // Innovative Science: Psychology. Pedagogy. Defectology. Vol. 2, No. 1. P. 25-38.

14. Pidkasisty P.I. (2018). Pedagogy: textbook and workshop for secondary vocational education. 4th ed., Revised. and add. M.: Yurayt, 408 p.


Review

For citations:


 ,   . Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2019;2(2):95-105. (In Russ.)

Views: 91


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

ISSN 2658-7165 (Online)

Contact with: Publisher / Editorial Office of the Journal

Publisher: Don State Technical University - DSTU, Rostov-on-Don, Russia - https://donstu.ru/en/

Editor-in-Chief: Irina V. Abakumova, Dr.Sci. (Psychology), Professor, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia) 

Don State Technical University
1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russia
tel.: +7(863) 238-13-56, e-mail: inovppd@gmail.com

16+