Preview

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

Advanced search

Решение вербальных задач на смысл: рефлексивная и ассоциативная стратегии

Abstract

Работа посвящена изучению психологических особенностей решения вербальных задач на смысл. В исследовании приняли участие 149 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Исследовались особенности мышления, рефлексии, мотивации и смысловой сферы. Результаты психологической диагностики обрабатывались при помощи кластерного анализа. Отобранным участникам исследования были предложены 5 задач открытого типа (без заданного ответа или способа решения), моделирующих ситуацию смысловой инициации. На основании данных, полученных с помощью кластерного анализа, анализа протоколов эксперимента и данных послетестового интервью авторам удалось условно выделить две стратегии смыслообразования в ходе решения смысловых задач: 1) рефлексивная стратегия – ответ простраивается с системным осмыслением своего опыта и своего Я, понимание и оперирование смыслом информации строится по типу анализа опыта и подбора ответа, наиболее глубоко отражающего смысл; и 2) ассоциативная – решение задачи происходит стихийно, с опорой на текущее состояние, путем увязывания внутренних переживаний с отвлеченным объектом при помощи воображения.

About the Authors

Павел Ермаков
Южный федеральный университет
Russian Federation


Екатерина Денисова
Донской государственный технический университет
Russian Federation


References

1. Abakumova, I. V., Godunov, M. V., Enin, A. L., Generdukaeva, Z. SH. Strategii smysloobrazovaniya: sovremennye predstavleniya v rabotah otechestvennyh issledovatelej: uchebnoe posobie / I. V. Abakumova, M. V. Godunov, A. L. Enin, Z. SH. Generdukaeva. – M.: KREDO, 2016. – 36 s.

2. Abakumova, I. V., Ermakov, P. N., Fomenko, V. T. Novodidaktika. — Kn. 2. Obrazovatel'nye tekhnologii: novye rakursy / I. V. Abakumova, P. N. Ermakov, V. T. Fomenko. – M.: Kredo, 2013. – 376 s.

3. Abakumova, I. V., Kukulyar, A. M., Fomenko, V. T. Smyslodidaktika kak sistemnoe voploshchenie obshchej teorii smysla v praktike uchebnogo processa / I. V. Abakumova, A. M. Kukulyar, V. T. Fomenko // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. – 2014. – T. 11. – № 3. – S. 24 – 32.

4. Abakumova, I.V., Godunov, M.V. Smyslovoj dissonans i al'ternativnoe ocenivanie svojstv lichnosti / I. V. Abakumova, M. V. Godunov // Nacional'noe zdorov'e. – 2017. – № 1-2. – S. 137 – 150.

5. Abakumova, I.V., Godunov, M.V., Belova, E.V. Razvitie predstavlenij o smysloobrazuyushchih strategiyah lichnosti v sovremennom obshchestve / I. V. Abakumova, M. V. Godunov, E. V. Belova // Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki. – 2017. – № 5. – S. 13 – 16.

6. Abakumova, I.V., Kagermazova, L.C. Smysloobrazovanie kak faktor iniciacii cennostno-smyslovyh ustanovok v processe formirovaniya antiehkstremistskoj ideologii // Psihologiya v vuze. – 2011. – № 5. – S. 10–23.

7. Abakumova, I.V., Fomenko, V.T. Psihologo-smyslovye aspekty integrativnoj organizacii uchebnogo processa // Obshchaya teoriya smysla, psihologicheskie koncepcii smysloobrazovaniya, smyslodidaktika. Hrestomatiya / Sost. I.V. Abakumova, P.N. Ermakov, I.A. Rudakova. – M.: KREDO, 2014. – S. 350–376.

8. Anohina, A. S., Kremplevskaya, S. P. Smysl zhizni i problema samoopredeleniya cheloveka / A. S. Anohina, S. P. Kremplevskaya // Byulleten' medicinskih internet-konferencij. – 2013. – T. 3. – № 11. – S. 1285.

9. Belova, E. V., Luk'yanenko, M. A. «Zadachi na smysl»: dialogovye formy i usloviya ispol'zovaniya v uchebnom processe // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-na-smysl-dialogovye-formy-i-usloviya-ispolzovaniya-v-uchebnom-protsesse (data obrashcheniya: 16.07.2017).

10. Bratus', B.S. Problema vozvrashcheniya kategorii «dushi» v nauchnuyu psihologiyu // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. № 3 (15), 2014 a. - S. 5-15.

11. Gurov, S. V. Psihologicheskie osobennosti smysloobrazovaniya studentov: tipy, stili, strategii // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-smysloobrazovaniya-studentov-tipy-stili-strategii (data obrashcheniya: 16.08.2016).

12. Ermakov, P.N., Abakumova, I.V. Formirovanie ideologicheskih ustanovok i mirovozzrencheskih cennostej lichnosti v kontekste teorii smysla i smysloobrazovaniya // Ot istokov k sovremennosti. 130 let organizacii psihologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete: sbornik materialov yubilejnoj konferencii v 5 tomah. - 2015. - S. 274-277.

13. Zil'berbrand, N.YU., Rudakova I.A. Tipologiya smyslovyh zadach v sovremennoj didaktike // Fundamental'nye issledovaniya. Psihologicheskie nauki. – 2014. – № 5–1. – S. 177–181.

14. Zorina, E. S., Zelenov, A. A. Psihologicheskie osnovy smyslotekhnik kak sovremennyh obrazovatel'nyh metodov / E. S. Zorina, A. A. Zelenov // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. – 2016. – T. 13. – № 1. – S. 76 – 84.

15. Leont'ev, D.A. Psihologiya smysla: priroda stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Tekst] / D. A. Leont'ev – 3-e izd., dop. - M.: Smysl, 2007. - 511 s.

16. Perelygina, I. V. Psihologicheskie usloviya stanovleniya cennostno-smyslovyh ustanovok studentov v processe samoproektirovaniya zhiznennoj pozicii: Diss. … kand. psihol. nauk / Perelygina Irina Vladimirovna. – M., 2008. – 235 s.

17. Salihova, N. R. Sravnitel'nyj analiz cennostno-smyslovoj sfery lichnosti amerikanskih i rossijskih studentov / N. R. Salihova // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. – 2013. – № 6. – T. 155. – S. 197 – 211.

18. Subbotskij, E.V. Izuchenie u rebenka smyslovyh obrazovanij // Vestnik Mosk. un-ta. - Ser. 14. Psihologiya. - 1977. - № 1. - S. 62-72.

19. Fajzullaeva, E. D. Izuchenie osobennostej refleksivnosti u detej s raznym opytom resheniya «zadach na smysl» / E. D. Fajzullaeva // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. – 2013. – № 1 (23). – S. 151–155.


Review

For citations:


 ,   . Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2018;1(2):6-17. (In Russ.)

Views: 61


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

ISSN 2658-7165 (Online)

Contact with: Publisher / Editorial Office of the Journal

Publisher: Don State Technical University - DSTU, Rostov-on-Don, Russia - https://donstu.ru/en/

Editor-in-Chief: Irina V. Abakumova, Dr.Sci. (Psychology), Professor, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia) 

Don State Technical University
1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russia
tel.: +7(863) 238-13-56, e-mail: inovppd@gmail.com

16+