Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Решение вербальных задач на смысл: рефлексивная и ассоциативная стратегии

Аннотация

Работа посвящена изучению психологических особенностей решения вербальных задач на смысл. В исследовании приняли участие 149 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Исследовались особенности мышления, рефлексии, мотивации и смысловой сферы. Результаты психологической диагностики обрабатывались при помощи кластерного анализа. Отобранным участникам исследования были предложены 5 задач открытого типа (без заданного ответа или способа решения), моделирующих ситуацию смысловой инициации. На основании данных, полученных с помощью кластерного анализа, анализа протоколов эксперимента и данных послетестового интервью авторам удалось условно выделить две стратегии смыслообразования в ходе решения смысловых задач: 1) рефлексивная стратегия – ответ простраивается с системным осмыслением своего опыта и своего Я, понимание и оперирование смыслом информации строится по типу анализа опыта и подбора ответа, наиболее глубоко отражающего смысл; и 2) ассоциативная – решение задачи происходит стихийно, с опорой на текущее состояние, путем увязывания внутренних переживаний с отвлеченным объектом при помощи воображения.

Об авторах

Павел Николаевич Ермаков
Южный федеральный университет
Россия

профессор, зав. кафедрой, академик РАО



Екатерина Геннадьевна Денисова
Донской государственный технический университет
Россия

ассистент



Список литературы

1. Абакумова, И. В., Годунов, М. В., Енин, А. Л., Генердукаева, З. Ш. Стратегии смыслообразования: современные представления в работах отечественных исследователей: учебное пособие / И. В. Абакумова, М. В. Годунов, А. Л. Енин, З. Ш. Генердукаева. – М.: КРЕДО, 2016. – 36 с.

2. Абакумова, И. В., Ермаков, П. Н., Фоменко, В. Т. Новодидактика. — Кн. 2. Образовательные технологии: новые ракурсы / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, В. Т. Фоменко. – М.: Кредо, 2013. – 376 с.

3. Абакумова, И. В., Кукуляр, А. М., Фоменко, В. Т. Смыслодидактика как системное воплощение общей теории смысла в практике учебного процесса / И. В. Абакумова, А. М. Кукуляр, В. Т. Фоменко // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11. – № 3. – С. 24 – 32.

4. Абакумова, И.В., Годунов, М.В. Смысловой диссонанс и альтернативное оценивание свойств личности / И. В. Абакумова, М. В. Годунов // Национальное здоровье. – 2017. – № 1-2. – С. 137 – 150.

5. Абакумова, И.В., Годунов, М.В., Белова, Е.В. Развитие представлений о смыслообразующих стратегиях личности в современном обществе / И. В. Абакумова, М. В. Годунов, Е. В. Белова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 5. – С. 13 – 16.

6. Абакумова, И.В., Кагермазова, Л.Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии // Психология в вузе. – 2011. – № 5. – С. 10–23.

7. Абакумова, И.В., Фоменко, В.Т. Психолого-смысловые аспекты интегративной организации учебного процесса // Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика. Хрестоматия / Сост. И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. – М.: КРЕДО, 2014. – С. 350–376.

8. Анохина, А. С., Кремплевская, С. П. Смысл жизни и проблема самоопределения человека / А. С. Анохина, С. П. Кремплевская // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3. – № 11. – С. 1285.

9. Белова, Е. В., Лукьяненко, М. А. «Задачи на смысл»: диалоговые формы и условия использования в учебном процессе // Российский психологический журнал. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-na-smysl-dialogovye-formy-i-usloviya-ispolzovaniya-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 16.07.2017).

10. Братусь, Б.С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию // Национальный психологический журнал. № 3 (15), 2014 а. - С. 5-15.

11. Гуров, С. В. Психологические особенности смыслообразования студентов: типы, стили, стратегии // Российский психологический журнал. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-smysloobrazovaniya-studentov-tipy-stili-strategii (дата обращения: 16.08.2016).

12. Ермаков, П.Н., Абакумова, И.В. Формирование идеологических установок и мировоззренческих ценностей личности в контексте теории смысла и смыслообразования // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. - 2015. - С. 274-277.

13. Зильбербранд, Н.Ю., Рудакова И.А. Типология смысловых задач в современной дидактике // Фундаментальные исследования. Психологические науки. – 2014. – № 5–1. – С. 177–181.

14. Зорина, Е. С., Зеленов, А. А. Психологические основы смыслотехник как современных образовательных методов / Е. С. Зорина, А. А. Зеленов // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13. – № 1. – С. 76 – 84.

15. Зорина, Е.С., Зеленов, А.А. Психологические основы смыслотехник как современных образовательных методов // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 1. - С. 76-84.

16. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д. А. Леонтьев – 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

17. Перелыгина, И. В. Психологические условия становления ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции: Дисс. … канд. психол. наук / Перелыгина Ирина Владимировна. – М., 2008. – 235 с.

18. Салихова, Н. Р. Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы личности американских и российских студентов / Н. Р. Салихова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2013. – № 6. – Т. 155. – С. 197 – 211.

19. Субботский, Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1977. - № 1. - С. 62-72.

20. Файзуллаева, Е. Д. Изучение особенностей рефлексивности у детей с разным опытом решения «задач на смысл» / Е. Д. Файзуллаева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2013. – № 1 (23). – С. 151–155.


Рецензия

Для цитирования:


Ермаков П.Н., Денисова Е.Г. Решение вербальных задач на смысл: рефлексивная и ассоциативная стратегии. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2018;1(2):6-17.

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+