Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

О выявлении основных и вспомогательных показателей-маркеров полярных стратегий смыслообразования

Аннотация

В статье рассматривается подход на основе полярных стратегий смыслообразования для изучения организации и содержания смысловой сферы личности. Это позволяет более полно и дифференцированно исследовать процессы перестройки ценностно-смысловой сферы человека на разных этапах становления его индивидуальности. На основе взаимной обусловленности смыслов и свойств личности предложено описание полярных стратегий смыслообразования с помощью категориального аппарата личностных свойств в виде биполярных семантических шкал. Их набор, как частный семантический дифференциал, выявляет личностный профиль – мультифакторную модель состояний ценностно-смысловой сферы. Эмпирически выявлен и статистически проверен основной показатель-маркер – «осмысленность жизни» теста смысложизненных ориентаций по Д.А. Леонтьеву, который вместе с личностным профилем на основе полярных шкал свойств личности позволяет прогнозировать актуальную стратегию смыслообразования, что представляется малозатратным в плане психологической диагностики и не требует больших объемов тестирования.

Об авторах

Ирина В. Абакумова
Донской государственный технический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология»



Павел Н. Ермаков
Южный федеральный университет
Россия

доктор биологических наук, профессор, академик РАО



Михаил В. Годунов
ЧОУ ДПО Школа Сотворчества
Россия

кандидат технических наук, преподаватель



Елена А. Мацюк
Донской государственный технический университет
Россия

аспирант



Список литературы

1. Абакумова И.В. Обучение как двуединый процесс и его движущие силы в смысловой интерпретации // Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика. Хрестоматия / сост. И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. – М.: КРЕДО, 2014. – С. 10–18.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование, 2016. – 368 с.

3. Годунов М.В. Ансамбль свойств личности: интерпретация и диагностика биполярных семантических шкал. Книга 1. – М.: Кредо, 2016. – 365 с.

4. Годунов М.В. Ансамбль свойств личности: интерпретация и диагностика биполярных семантических шкал. Книга 1. – М.: КРЕДО, 2016. – 365 с.

5. Годунов М.В., Абакумова И.В. Белова, Е.В. Развитие представлений о смыслообразующих стратегиях личности в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 5. – URL : http://http://www.online-science.ru/ userfiles/file/ vjzocvxdroh0y6 pwiojjavxu7mzadse1.pdf

6. Годунов М.В., Абакумова И.В., Енин А.Л., Генердукаева З.Ш. Стратегии смыслообразования: современные представления в работах отечественных исследователей: Учебное пособие. – М.: КРЕДО, 2016. – 38 с.

7. Дьяков С.И. Субъектная самоорганизация личности: психосемантический анализ // Вестник Омского университета. Серия Психология. – 2015. – № 1. – С. 15–33.

8. Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Осипова А.А. Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления: монография – М.: КРЕДО, 2016. – 276 с.

9. Зильбербранд Н.Ю., Рудакова И.А. Типология смысловых задач в современной дидактике // Фундаментальные исследования. Психологические науки. – 2014, – № 5-1. – С. 177–181.

10. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник КемГУ. – 2013 – № 2 (54). – Т. 1. – С. 148–153.

11. Кузьмина О.В., Марков А.П. Антропоцентрированный характер рекламного дискурса // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – URL : http://www. science-education. ru/ru/article/view?id=9702

12. Купченко В.Е., Елькина Е.В. Возрастные особенности жизнестойкости личностей с различным типом жизненной стратегии // Личность и ее жизненный мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского / Под ред. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – С. 222–226.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика. Хрестоматия / сост. И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. – М.: КРЕДО, 2014. – С. 268–284.

14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007. – 511 с.

15. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 356 с.

17. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. – М.: Эксмо, 2013. – 448 с.

18. Стеценко И.А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. – Таганрог: ТГПИ, 1998. – 159 с.

19. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: методические рекомендации. – Л.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1984. – 24 с.

20. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И., Емелин В.А. Психодиагностика субъективного восприятия своих идентификаций: применение модифицированной методики «Кто Я?» // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2 (14). – С. 58–69.

21. Удачина П.Ю., Терешкина И.В. Связь ведущих копинг-стратегий и смысложизненных ориентаций личности / Личность и ее жизненный мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского / Под ред. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – С. 296–300.

22. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. – N.Y.: Basic Books, 1983. – 440 p.

23. Rokeach M. The nature of human values. – N.Y.: Free Press, 1973. – 341 p.


Рецензия

Для цитирования:


Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Годунов М.В., Мацюк Е.А. О выявлении основных и вспомогательных показателей-маркеров полярных стратегий смыслообразования. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2018;1(2):18-33.

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+