Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Исследование отношения молодежной аудитории к блогерам и контенту в социальных медиа

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-27-37

Аннотация

Введение. Тенденции, наблюдаемые сегодня в интернет-среде, дают основание рассматривать социальные медиа в качестве одного из важнейших коммуникативных пространств социализации, формирования личностной и социальной идентичности молодежи. Высокий интерес к блогерам и тиражируемому ими медиаконтенту актуализирует задачу исследования психологических и социокультурных факторов, обуславливающих присвоение молодыми людьми субъектам блогосферы статуса значимых других, которые впоследствии выступают для них персонифицированными агентами социализации и объектами идентификации.

Цель. Выявление индивидуально-психологических особенностей студентов с разным отношением к блогерам.

Материалы и методы. В процессе исследования нами были использованы метод анкетирования, метод психологической диагностики (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, опросник внимательности и осознанности К. Брауна и Р. Райяна в адаптации А. М. Голубева, метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, опросник «Психические состояния личности» А. Т. Джерсайлда, методы математической статистики (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Результаты исследования. В результате эмпирического исследования были выявлены положительные и отрицательные связи между личностными особенностями студентов, их отношением к блогерам и представлениями о влиянии блогеров и их контента на настроение, отношение к другим людям и поведение. Также были обнаружены различия в индивидуально-психологических особенностях и психических состояниях молодых людей, в зависимости от воспринимаемого ими влияния блогеров. Так, у лиц, подверженных влиянию блогеров, более выражены конфликтные представления о себе, отсутствие смысла жизни и отсутствие свободы выбора. В этой группе более высокие показатели тревожности и конформности. 

Обсуждение результатов. Полученные результаты могут быть применены для развития медиаграмотности у обучающихся, а также в психотерапевтической практике для решения проблемы медиазависимости.

Об авторах

И. А. Каирова
Донской государственный технический университет
Россия

Ирина Александровна Каирова, кандидат философских наук, доцент кафедры «Связи с общественностью»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



М. В. Кошман
Донской государственный технический университет
Россия

Мария Валерьевна Кошман, кандидат философских наук, доцент кафедры «Связи с общественностью»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Н. Н. Тимохин
Южный федеральный университет
Россия

Николай Николаевич Тимохин, младший научный сотрудник научно-исследовательского технологического центра нейротехнологий (НИТЦ нейротехнологий ЮФУ)

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



Список литературы

1. Бергер, П. и Лукман, Т. (1995). Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Медиум.

2. Богдановская, И. М., Углова, А. Б. и Королева, Н. Н. (2021). Психологические факторы доверия к Популярным видеоблогерам у современной молодежи. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18 (3), 451–467, https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-451-467

3. Винограденко, Г. Г. и Фролова, И. В. (2011). Социализация, интернализация, идентичность: диалектика взаимосвязи. Вестник Башкирского университета, 16(4), 1389–1391.

4. Дунас, Д. (2020). Медиа для российской молодежи – это социальная среда и культурное пространство. Медиатренды. Экспертный взгляд факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова на события в СМИ, 1 (73), 2.

5. Лучинкина, А. И. (2019). Специфика интернета как института социализации. Научный результат. Педагогика и психология образования, 5(1), 59–69.

6. Марцинковская, Т. Д. (2011). Категория отношения в современной психологии. Мир психологии: Научно-методический журнал, 4 (68), 31–38.

7. Мид, Дж. (1994). Интернализованные другие и самость. Американская социологическая мысль. Американская социологическая мысль, 224–227.

8. Сарджвеладзе, Н. И. (1989). Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Мецниереба.

9. Шейнов, В. П., и Девицын, А. С. (2021). Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей. Системная психология и социология, 2 (38), 41–55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04

10. Шейнов, В. П. и Девицын, А. С. (2021). Трехфакторная модель зависимости от социальных сетей. Российский психологический журнал, 18(3), 145–158. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.10

11. Astleitner, H., Bains, A., & Hörmann, S. (2023). The effects of personality and social media experiences on mental health: Examining the mediating role of fear of missing out, ghosting, and vaguebooking. Computers in Human Behavior, 138, 107436 https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107436

12. Burbach, L., Halbach, P., Ziefle, M., & Valdez Calero A. (2020). Opinion formation on the internet: the influence of personality, network structure, and content on sharing messages online. Frontiers in Artificial Intelligence, 3, 45. https://doi.org/10.3389/frai.2020.00045

13. Coyne, S. M., Rogers, A. A., Zurcher, J. D., Stockdale, L., & Booth, M. (2019). Does time spent using social media impact mental health?: An eight year longitudinal study. Computers in Human Behavior, 104, 106160. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.106160

14. Cunningham, S., Hudson, C. C., & Harkness, K. (2021). Social media and depression symptoms: A meta-analysis. Research on Child and Adolescent Psychopathology, 49 (2), 241–253. https://doi.org/10.1007/s10802-020-00715-7

15. Jeyanthi, M. (2022). Social media and identity formation – the influence of self-presentation and social comparison. Mind and Society, 11 (2), 138–144. https://doi.org/10.56011/mind-mri-112-202216

16. Pedalino, F., & Camerini, A. L. (2022). Instagram use and body dissatisfaction: the mediating role of upward social comparison with peers and influencers among young females. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19 (3), 1543. https://doi.org/10.3390/ijerph19031543


Рецензия

Для цитирования:


Каирова И.А., Кошман М.В., Тимохин Н.Н. Исследование отношения молодежной аудитории к блогерам и контенту в социальных медиа. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(5):27-37. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-27-37

For citation:


Kairova I.A., Koshman M.V., Timokhin N.N. Research on the Attitude of Youth Audiences Towards Bloggers and Content on Social Media. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(5):27-37. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-27-37

Просмотров: 346


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+