Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Психологические характеристики студентов в условиях образовательной миграции: жизнестойкость и психологическое благополучие

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-38-45

Аннотация

Введение. В последнее время интерес к проблеме образовательной миграции неуклонно растет. Наиболее активной и динамично развивающейся группой современной молодежи считается категория образовательных мигрантов – молодых людей, переезжающих в другие регионы и страны для получения высшего образования. В исследовании приняли участие 382 человек в возрасте 18-22 лет. В ходе исследования жизнестойкости и психологического благополучия были выявлены особенности личностных ресурсов разных групп образовательных мигрантов, описаны особенности восприятия сложных жизненных ситуаций молодыми людьми и получены сведения об общей удовлетворенности и неудовлетворенности респондентов оцениваемым периодом, а также данные о распространенности различных ситуаций в среде образовательных мигрантов.

Цель. Исследовать психологические особенности студентов в условиях образовательной миграции.

Материалы и методы. Основными инструментами исследования выбраны следующие методики: Тест «Жизнестойкость» Сальваторе Мадди (в оригинале – «Hardiness Survey», 1997) в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой (2006); Опросник «Шкала психологического благополучия» C. Ryff (в оригинале - «The scales of psychological well-being», 1998) в адаптации Н. Н. Лепешинского (2007).

Результаты исследования.  В ходе исследования были получены данные о распространенности различных сложных жизненных ситуаций на выборках студентов с разным миграционным опытом. Они показывают, что наибольшую значимость и субъективную сложность для них составили сложности с учебой и переживания, связанные с реализованностью и благополучием. Студенты, отправившиеся в другую страну для обучения, гораздо больше склонны проявлять контроль по отношению к событиям своей жизни и включаться в них, готовы к риску и к действиям в ситуациях неопределенности.

Обсуждение результатов. Выявлены значительные различия взаимосвязей личностных ресурсов в группах молодых людей, преодолевающих сложные жизненные ситуации с разной степенью успешности.

Об авторах

А. Ю. Светоносова
Донской государственный технический университет
Россия

Александра Юрьевна Светоносова, ассистент кафедры «Образование и педагогические науки»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



В. А. Клименко
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Виктор Александрович Клименко, директор научно-образовательного центра «Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования»

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36



А. В. Гришина
Донской государственный технический университет
Россия

Анастасия Васильевна Гришина, доцент кафедры «Общая и консультативная психология»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Замотин, М. П. (2016). Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов. Дискурс, 5, 77–86. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2016-0-5-77-86

2. Каменева, И. Ю. (2021). Риски психологической безопасности в цифровой образовательной среде, связанные с ослаблением личностного контакта. В Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Тула, 21 октября 2021 года (С. 144-146). Издательский дом «Среда». EDN SFMZGC

3. Клячко, Т. Л. Семионова, Е. А. (2021). Образовательная миграция: основные причины. Экономическое развитие России, 28(12), 60–63. – EDN GWEJIZ.

4. Леонтьев, Д. А. (2002). Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. В Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев (ред.), Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1 (С. 56—65). Смысл.

5. Леонтьев, Д. А., и Рассказова, Е. И. (2006). Тест жизнестойкости. Смысл.

6. Мадди, С. (2005) Смыслообразование в процессах принятия решения. Психологический журнал, 26(6), 87–101.

7. Махнач, А. В. (2012). Жизнеспособность как междисциплинарное понятие. Психологический журнал, 33(6), 84–98.

8. Михальчи, Е. В. (2021). Изучение значения чувства связности в формировании осознанности и оценка его изменений у лиц с разным уровнем здоровья. Вестник Мининского университета, 9(4), 7.

9. Самофалова, Е. И. (2015). Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 1(29), 104–119.

10. Санникова, О. В. (2015). Некомпенсируемая образовательная миграция как проблема развития российского региона. Теория и практика общественного развития, 24, 19–21.

11. Титова, О. И., Таусинова, О. К. (2020). Бинарный или небинарный: подходы к классификации гендера на разных этапах развития психологического знания. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 9(6А),170–185. https://doi.org/10.34670/AR.2020.73.95.026

12. Antonovsky, A. (1987). Unraveling the mystery of health: How people manage stress and stay well. Jossey-Bass.

13. Grishina, A. V., & Abakumova, I. V. (2020). Informational Behavior in the COVID-19 Pandemic: Psychological Predictors. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE), 8(Special issue), 59–67. https://doi.org/10.23947/2334-8496-2020-8-SI-59-67

14. Maddi, S. R., Harvey, R. H., & Khoshaba, D. M., Lu, J. L, Persico, M., Brow, M. (2006). The Personality Construct of Hardiness, III: Relationships with Repression, Innovativeness, Authoritarianism and Performance. Journal of Personality, 74(2) 575–597. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2006.00385.x

15. Ryff, C. D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 57(6), 1069–1081. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.6.1069


Рецензия

Для цитирования:


Светоносова А.Ю., Клименко В.А., Гришина А.В. Психологические характеристики студентов в условиях образовательной миграции: жизнестойкость и психологическое благополучие. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(5):38-45. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-38-45

For citation:


Svetonosova A.Yu., Klimenko V.A., Grishina A.V. Psychological Characteristics of Students in Conditions of Educational Migration: Resilience and Psychological Well-being. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(5):38-45. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-38-45

Просмотров: 251


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+