Апробация методики изучения частоты и интенсивности экзистенциальных страхов у подростков 15–17 лет
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-46-53
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема роста страхов высокой интенсивности среди подростков за прошедший год, и их выявления при помощи собственной психодиагностической методики. Исследование восполняет недостаток научных работ по изучению проявления страхов у подростков старшей возрастной группы.
Цель. Провести апробацию авторской анкеты-опросника «Особенности актуализации экзистенциальных страхов личности», состоящей из вопросов закрытого и открытого типа, с учетом отличия данной методики от других, направленных на изучение актуальных страхов личности.
Материалы и методы. Исследование проводилось с привлечением в качестве респондентов учащихся старших классов общеобразовательной школы, всего в исследовании приняли участие 98 человек. В результате исследования было установлено, что у всех юношей и девушек в возрасте 15–17 лет есть страхи, однако их распределение по количеству, частоте и интенсивности в разных гендерных группах отличается. Для подтверждения адекватности интегративного показателя «интенсивность страха» использованы методики «Шкала удовлетворенности жизнью» и «Шкала тревожности по поводу смерти». Для подтверждения достоверности различий между группами использовался U-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования. Контент анализ открытых вопросов авторской анкеты-опросника позволил выявить факторы, влияющие на возникновение и развитие страхов, их частоту и интенсивность, способы преодоления страхов и понимание негативного влияния высокоинтенсивных частых страхов подростками, а также их нуждаемости в профессиональной психологической помощи.
Обсуждение результатов. Данная методика может быть использована, как скрининговый инструмент для выявления частоты и интенсивности страхов в разных гендерно-возрастных группах, использована в разных целях, в том числе для выявления лиц нуждающихся в дальнейшей психокоррекционной работе, что позволит предотвратить развитие экзистенциальных страхов высокой интенсивности или снизить интенсивность этих страхов, что, в свою очередь, поможет избежать дистресса, связанного с патологическими страхами, ведущего к возможной дезадаптации личности.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ТурикРоссия
Елена Викторовна Турик, ассистент кафедры «Психофизиология и клиническая психология»
344003, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Блонский, П. П. (1961). Избранные педагогические произведения. Академия педагогических наук РСФСР.
2. Вилюнас, В. К. (2006) Психология развития мотивации. Речь.
3. Гаврилова, Т. А. (2001) Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики. Прикладная психология, 6, 1–8.
4. Дружбина, Т. Г. (2008) Критическое мышление как фактор формирования психологических защит после перенесенного стрессового расстройства. Омский научный вестник, 4(69), 101–104.
5. Захаров, А. И. (2004). Дневные и ночные страхи у детей. Союз.
6. Осин, Е. Н., и Леонтьев, Д. А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1(155), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
7. Селье, Г. (1982). Стресс без дистресса. Прогресс.
8. Тиллих, П. (1995). Избранное: Теология культуры. Юрист.
9. Чернавский, А. Ф. (2007). Психофизиологические предпосылки проявления страха. Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради, 19(45), 442–448.
10. Щербатых, Ю. В. (2006). Избавиться от страха? Это просто. ЭКСМО.
11. Щербатых, Ю. В., и Ивлева, Е. И. (1998). Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Истоки.
12. Davidov J., & Russo-Netzer P. (2021). Exploring the phenomenological structure of existential anxiety as lived through transformative life experiences. Anxiety, Stress & Coping, 35(2), 232–247. https://doi.org/10.1080/10615806.2021.1921162
13. Lake, D. A., & Rothchild, D. (1996). Containing Fear: The Origins and Management of Ethnic Conflict. International Security, 21(2): 41–75.
14. Russo-Netzer, P., & Davidov J. (2020). Transformative Life Experience as a Glimpse Into Potentiality. Journal of Humanistic Psychology. https://doi.org/10.1177/0022167820937487
15. Park, J. H., & Song, J. H. (1995). Detailed evaluation of methods for estimation of fatigue properties. International Journal of Fatigue, 17(5), 365–373. https://doi.org/10.1016/0142-1123(95)99737-U
Рецензия
Для цитирования:
Турик Е.В. Апробация методики изучения частоты и интенсивности экзистенциальных страхов у подростков 15–17 лет. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(5):46-53. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-46-53
For citation:
Turik E.V. Approbation of the Methodology for Studying the Frequency and Intensity of Existential Fears in Adolescents 15–17 years’ Old. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(5):46-53. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-46-53