Психофизиологические корреляты оценки светотеневых градаций на предметной форме
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-54-63
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию биоэлектрической активности коры головного мозга в процессе оценки светотеневых градаций на предметной форме. Представлена актуальность исследования, которая обусловлена необходимостью постоянного совершенствования методик обучения профессиональной художественной деятельности. Приводятся и анализируются современные психофизиологические исследования процесса зрительного восприятия, представляющего особую важность в жизни человека, в которых отмечена немаловажная роль яркости и освещенности стимула.
Цель. Выявление психофизиологических особенностей, которые могут обуславливать результаты оценки наблюдаемых светотеневых градаций на предметной форме.
Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 22 человека. Из них 11 человек с опытом художественной деятельности, и 11 – без опыта художественной деятельности. В процессе исследования были использованы: метод анкетирования, метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), статистические методы обработки данных: достоверность различий спектров мощности ЭЭГ изучалась при помощи однофакторного дисперсионного анализа ANOVA.
Результаты исследования. Приводятся данные о правильности ответов испытуемых. Люди с опытом художественной деятельности ответили верно в 25% случаев, в то время как люди без опыта – в 22% случаев. Достоверных отличий выявлено не было. Представлены результаты сравнительного анализа по усредненным показателям мощности альфа-, бета-, гамма-, тета- и дельта-диапазона. Продемонстрировано, что показатели мощности основных ритмов ЭЭГ в процессе оценки светотеневых градаций у экспериментальной и контрольной групп имеют отличия.
Обсуждение результатов. Отражена взаимосвязь изменений мощности ритмов и когнитивных процессов. Описаны выявленные отличия биоэлектрической активности коры головного мозга в процессе оценки светотеневых градаций между людьми с опытом художественной деятельности и людьми без опыта. Полученные данные свидетельствуют о том, что у испытуемых экспериментальной и контрольной групп при оценке светотеневых градаций были задействованы разные области головного мозга. При выполнении заданий у художников чаще всего активируется фронтальная и темпоральная области правого полушария.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Г. ДенисоваРоссия
Екатерина Геннадьевна Денисова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психофизиология и клиническая психология», заведующий лабораторией «Психофизиология и психогенетика» Научного центра Российской академии образования
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Ю. Е. Воскресенская
Россия
Юлия Евгеньевна Воскресенская, студент 4 курса
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
С. А. Писаренко
Россия
Сергей Александрович Писаренко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и практики изобразительного искусства
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42
Список литературы
1. Бакулин, И. С., Забирова, А. Х., Копнин, П. Н., Синицын, Д. О., Пойдашева, А. Г., Федоров, М. В., Гнедовская, Е. В., Супонева, Н. А., и Пирадов, М. А. (2020). Активация коры головного мозга при выполнении задачи Стернберга на вербальную рабочую память. Вестник РГМУ, 1, 42–50. https://doi.org/10.24075/vrgmu.2020.013
2. Баурина, А. Б. (2016). Психологические особенности личности художников. В М. О. Резванцева (ред.), Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса. Сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ (С. 9–11). Московский государственный областной университет.
3. Волков, Н. (1968). Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей». В К. С. Мейлах (ред.), Содружество наук и тайны творчества. Сборник. Искусство.
4. Галанов, Е. К. (2017). Физическая природа чувств. Инновационная наука, 12, 153–182.
5. Данилова, Н. Н. (2006). Роль высокочастотных ритмов электрической активности мозга в обеспечении психических процессов. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 3(2), 62–72.
6. Дикая, Л. А., и Карпова, В. В. (2014). Влияние профессиональной художественной подготовки на особенности формирования функциональных связей коры головного мозга при выполнении образной творческой деятельности. Российский психологический журнал, 4, 80–90. https://doi.org/10.21702/rpj.2014.4.6
7. Звездочкина, Н. В. (2014). Исследование электрической активности головного мозга человека. Учебно-методическое пособие. Казанский университет.
8. Кропотов, Ю. Д. (2010). Количественная ЭЭГ, когнитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия. Издатель Заславский А.Ю.
9. Куделина, В. З. (2021). Особенности зрительного восприятия мира в творческих работах будущих дизайнеров в области игрушки. Традиционное прикладное искусство и образование, 36(1), 108–117.
10. Кучер, И. В. (2023). Потенциал интроверсии в творчестве художника. В Т. Н. Соболев, А. А. Леженин (ред.), Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии субъекта жизнедеятельности. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (С. 84–90). Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
11. Марютина, Т. М., и Ермолаев, О. Ю. (2001). Введение в психофизиологию. Учебное пособие. Флинта.
12. Поликанова, И. С., и Сергеев, А. В. (2014). Влияние длительной когнитивной нагрузки на параметры ЭЭГ. Национальный психологический журнал, 1(13), 84–92. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0109
13. Степанов, В. Г., и Борисова, А. И. (2015). Зрительное восприятие и изобразительное искусство. Педагогика и психология образования, 4, 100–108.
14. Boksmen, M. A. S., Meijman, T. F., & Lorist, M. M. (2006). Mental fatigue, motivation and action monitoring. Biological Psychology, 72, 123–132. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2005.08.007
15. Jap, B. T., Lal, S., Fischer, P., & Bekiaris, E. (2007). Using EEG spectral components to assess algorithms for detecting fatigue. Expert Systems with Applications, 36, 2352–2359. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2007.12.043
16. Klimesh, W. (1999). EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: A review and analysis. Brain Research Reviews, 29, 169–195. https://doi.org/10.1016/S0165-0173(98)00056-3
17. Eroğlu, K., Kayıkçıoğlu, T., & Osman, O. (2020). Effect of brightness of visual stimuli on EEG signals. Behavioral Brain Research, 382, 112486. https://doi.org/10.1016/j.bbr.2020.112486
18. Lal, S., & Bekiaris, E. (2007). The reliability of sensing fatigue from neurophysiology. In Aus Wireless 2006. International Conference on Wireless Broadband and Ultra Wideband Communications Proceeding (pp. 1–4). UTS
19. te Pas, S. F., Pont, S. C., Dalmaijer, E. S., & Hooge, I. T. C. (2017). Perception of object illumination depends on highlights and shadows, not shading. Journal of Vision, 17(8.2), 1–15. https://doi.org/10.1167/17.8.2
20. Chauhan, T., Jakovljev, I., Thompson, L. N., Wuerger, S. M., & Martinovic, J. (2023). Decoding of EEG signals reveals non-uniformities in the neural geometry of colour. NeuroImage, 268, 119884. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2023.119884
Рецензия
Для цитирования:
Денисова Е.Г., Воскресенская Ю.Е., Писаренко С.А. Психофизиологические корреляты оценки светотеневых градаций на предметной форме. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(5):54-63. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-54-63
For citation:
Denisova E.G., Voskresenskaya Yu.E., Pisarenko S.A. Psychophysiological Correlates of Light-and-Shade Gradation Assessment on the Specific Form. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(5):54-63. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-54-63