Цифровизация гуманитарного дискурса: опыт использования современных технологий в научно-образовательном пространстве вуза
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-73-80
Аннотация
Введение. В рамках данной статьи к рассмотрению предложены анализ и оценка использования в обучении методов цифровизации гуманитарного дискурса. Цифровизация образовательного пространства связана с использованием дискурса как сложнейшего коммуникативного явления, информационных технологий, Интернет-пространства. При этом постоянно встает вопрос правильного внедрения современных технологий в учебный процесс для повышения его качества.
Цель. Рассмотрение возможности применения технологий цифрового гуманитарного дискурса в образовательном процессе.
Теоретическое обоснование. Проанализированы функциональные возможности поискового сервиса «Ngram Viewer», экспериментального текстового редактора «Cyborg Writer», технологии создания текста «AI Search», интернет-сервиса «Национальный корпус русского языка», в том числе его раздела «Обучающий корпус», поэтического корпуса, корпуса на английском языке «British National Corpus», платформы «Genial.ly», интернет-сайта в форме лендинга, платформы «Wordpress» и их потенциал для обогащения гуманитарного дискурса. С дискурсивной точки зрения описывается электронная информационно-образовательная среда ДГТУ, научная электронная библиотека e-library.ru. Описаны примеры проектов, реализуемых обучающимися в рамках дисциплин «Основы проектной деятельности» и «Деловая коммуникация», в которых успешно применяются современные цифровые технологии.
Обсуждение результатов. Цифровизация гуманитарного знания в современных условиях является неоднозначным процессом. С одной стороны, цифровые технологии способны обогатить и улучшить образовательный процесс, но с другой стороны, в этих новых условиях деятельность исследователя и её результат в значительной степени обесцениваются. В тоже время цифровизация образования предоставляет преподавателям гуманитарных наук новые инструменты для проведения исследований в более широких границах, ускорения процесса анализа и обработки данных, повышения точности исследований.
Об авторах
В. В. КолмаковаРоссия
Валентина Васильевна Колмакова, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры документоведения и языковой коммуникации
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1
C. В. Былкова
Россия
Светлана Викторовна Былкова, кандидат филологических наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета, и.о. зав. кафедрой документоведения и языковой коммуникации
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Я. С. Косякова
Россия
Яна Сергеевна Косякова, старший преподаватель кафедры документоведения и языковой коммуникации
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Абакумова, И. В., Годунов, М. В., и Пеньков, Д. В. (2019). Смыслообразующие стратегии: потенциал современных исследований. Кредо.
2. Былкова, С. В., Чубова, Е. П., и Колмакова, В. В. (2018). Проблемное обучение как метод развития критического мышления студентов-бакалавров при написании аргументированного эссе. Russian Journal of Education and Psychology, 9(3), 74–96.
3. Ефремова, Т. Ф. (2000). Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Русский язык.
4. Ивашевский, С. Л. (2020). Цифровизация гуманитарного знания: содержание, проблемы, перспективы. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 1(49), 223–226.
5. Карасик, В. И. (2004). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Перемена.
6. Колмакова, В. В., и Шалков, Д. Ю. (2016). Модели формирования метанавыков в филологической образовательной парадигме. Преподаватель высшей школы в XXI веке, 1, 155–162.
7. Масланов, Е. В. (2019). Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? Цифровой ученый: лаборатория философа, 2(1), 6–21.
8. Ожегов, С. И., и Шведова, Н. Ю. (1999). Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Азбуковник.
9. Пинчук, А. Н. (2020). Образовательные практики в механизмах адаптации к цифровым трансформациям: концептуальные идеи и методологические подходы. Горизонты гуманитарного знания, 1, 95–114.
10. Евгеньева, А. П. (1999). Словарь русского языка: В 4-х томах. Полиграфресурсы.
11. Терехов, С. В., и Терехова, Л. А. (2021). Digital Humanities: цифровое будущее гуманитарных наук. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 4(93), 273–276.
12. Ушаков, Д. Н. (1940). Толковый словарь русского языка. Советская энциклопедия.
13. Черненькая, С. В. (2020). Digital Humanities в контексте современного гуманитарного знания. Вестник МГПУ. Серия «Философские науки», 2(34), 61–66. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2020.34.2.07
14. Bylkova, S., & Shalkov, D. (2020). TV and Internet interviews in the structure of media education: Transformation of the ontological paradigm. E3S Web of Conferences, 210, 18010. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018010
15. Kolmakova, V., Shalkov, D., & Baryshnikova, O. (2020). The educational potential of technical university educational space: system-activity aspect. E3S Web of Conferences, 210, 18023. http://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018023
16. Collins, A., & Halverson, R. (2009). Rethinking education in the age of technology: The digital revolution and schooling. Teachers College Press.
17. Cross, J. (2004). An informal history of eLearning. On the Horizon, 12(3), 103–110. https://doi.org/10.1108/10748120410555340
18. Brown, J. (2000). Growing up: Digital: How the web changes work, education, and the ways people learn. Change, 32(2). https://doi.org/10.1080/00091380009601719
Рецензия
Для цитирования:
Колмакова В.В., Былкова C.В., Косякова Я.С. Цифровизация гуманитарного дискурса: опыт использования современных технологий в научно-образовательном пространстве вуза. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(5):73-80. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-73-80
For citation:
Kolmakova V.V., Bylkova S.V., Kosyakova Ya.S. Digitalizing the Humanitarian Discourse: Modern Technologies in Research and Educational Space of a University. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(5):73-80. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-73-80