Дистанционное обучение в дуальной системе инженерного образования: особенности и возможности
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-94-106
Аннотация
Введение. Вопрос повышения качества инженерного образования стоит достаточно остро в современных условиях. Использование новых дистанционных технологий, интерес к которым резко возрос в условиях ограничений в связи с пандемией COVID-19, может оказать на него непосредственное влияние. В связи с этим, при внедрении дистанционных технологий необходимо учитывать особенности организации образовательного процесса, обусловленные необходимостью практической подготовки будущих инженеров.
Цель. Выявить особенности и возможности применения дистанционных технологий обучения в системе дуального инженерного образования.
Материалы и методы. Ключевые положения теории социального обучения, теории диффузии инноваций и модели принятия технологий. С целью оценки восприятия обучающимися и преподавателями базовой кафедры дистанционных технологий в обучении был использован метод анкетирования и U-критерий Манна-Уитни. Эмпирическую основу исследования составили результаты опроса студентов старших курсов и преподавателей базовой кафедры Донского государственного технического университета.
Результаты исследования. В работе раскрывается сущность дуального подхода к инженерному образованию, в основе которого лежит непосредственное участие предприятий в образовательном процессе. Раскрыты особенности применения дистанционных технологий обучения в подготовке инженерных кадров. Показана специфика применения дистанционных технологий обучения в подготовке инженерных кадров на базовой кафедре в условиях пандемии и после нее. Приведен опыт базовой кафедры университета по внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс. Показаны особенности внедрения Интернет-платформ, а также восприятие их студентами и преподавателями базовой кафедры.
Обсуждение результатов. Обучающиеся, получающие инженерное образование, в целом не испытывают каких-либо серьезных неудобств при дистанционной форме обучения или нехватку цифровых компетенций. Однако они не желают получать образование только лишь с применением дистанционных технологий и находят перспективы в смешанном формате.
Об авторах
М. Б. ФлекРоссия
Флек Михаил Бенсионович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Авиастроение»
344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Е. А. Угнич
Россия
Екатерина Александровна Угнич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения»
344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Алешковский, И. А., Гаспаришвили, А. Т., Крухмалева, О. В., Нарбут, Н. П., и Савина, Н. Е. (2020). Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности. Высшее образование в России, 29(10), 86–100. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
2. Ашимова, З. И., и Тукенова, К. Т. (2019). Перспективы дуального обучения как инновационного метода обучения в сфере технического и профессионального образования. Актуальные научные исследования в современном мире, 10-5(54), 14–18.
3. Булаева, М. Н., Гущин, А. В., и Воронина, И. Р. (2020). Возможности технологии дистанционного обучения в вузе. АНИ: педагогика и психология, 33, 48–51.
4. Вешнева, И. В., и Сингатулин, Р. А. (2016). Трансформация образования: тенденции, перспективы. Высшее образование в России, 2(198), 142–147.
5. Захаровский, Л. В. (2015). Советская модель профессионально-технического образования: актуализация опыта в современных условиях. Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та.
6. Зверева, Н. А. (2015). Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании. В Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (С. 161–164). Бук.
7. Леонова, Ж. К., Белоус, Е. Н., Ляпин, А. С., и Савельева, С. С. (2020). Дистанционное обучение в вузе в условиях пандемии COVID-19: организационные и психологические проблемы. Психолого-педагогический поиск, 4(56), 34–42.
8. Флек, М. Б., и Угнич, Е. А. (2022). Развитие форм взаимодействия предприятия с вузом в рамках дуальной модели образования: опыт и перспективы. Перспективы науки и образования, 4(58), 671–691. https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.39
9. Чучалин, А. И. (2018). Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики. Высшее образование в России, 27(10), 47–62. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-47-62
10. Abakumova, I., Zvezdina, E., Grishina, A., Zvezdina, E., & Dyakova, E. (2020). University students’ attitude to distance learning in situation of uncertainty. E3S Web of conferences, 210, 18017. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018017
11. Ahmed, N., & Osman, A. (2014). The acceptance and use of information and communication technologies by staff members in Khartoum State’s universities. Faculty of Education Dresden University of Technology.
12. Bandura, A. (1977). Social learning theory. General Learning Press.
13. Beck, R. J. (2009). "What are learning objects?", learning objects. Center for International Education, University of Wisconsin-Milwaukee.
14. Blaskovits, F., Bayoumi, I., Davison, C.M., Watson, A., & Purkey, E. (2023). Impacts of the COVID-19 pandemic on life and learning experiences of indigenous and non-Indigenous university and college students in Ontario. BMC Public Health.
15. Davis, F. D. (1989). Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology. MIS Quarterly, 13(3), 319–340.
16. Dore, R. A., & Dynia, J. M. (2020). Technology and media use in preschool classrooms: Prevalence, purposes, and contexts. Frontiers in education, 5, 600305
17. Douglas, K. T., Ionescu, D., Petrolito, J., & Mainali, B. (2016). Is blended learning the answer to enhance learning of engineering students? Proceedings of International Conference on Engineering Education and Research. Western Sydney University.
18. El Mhouti, A., Nasseh, A., & Erradi, M. (2014). Towards a socioconstructivist and collaborative learning design approach to modeling pedagogical contents used in e-learning: Implementation and experimentation. International Journal of Innovation and Applied Studies, 8(4), 1653–1668.
19. Flek, M. B., & Ugnich, E. A. (2022). Distance learning in dual system of engineering education: pandemic lessons. In Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy (pp. 127–134). Springer Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-90324-4
20. Garlinska, M., Osial, M., Proniewska, K., & Pregowska, A. (2023). The influence of emerging technologies on distance education. Electronics, 12, 1550. https://doi.org/10.3390/electronics12071550
21. Govindasamy, T. (2001). Successful implementation of e-learning: Pedagogical considerations. The Internet and Higher Education, 4(3), 287–299. https://doi.org/10.1016/S1096-7516(01)00071-9
22. Grishina, A. V., & Abakumova, I. V. (2020). Informational behavior in the COVID-19 pandemic: Psychological predictors. International Journal of Cognitive Research in Science, 8, 59–67. https://doi.org/https://www.doi.org/10.23947/2334-8496-2020-8-SI-59-67
23. Haleem, A., Javaid, M., Qadri, M. A., & Suman, R. (2022). Understanding the role of digital technologies in education: A review. Sustainable Operations and Computers, 3, 275–285. https://doi.org/10.1016/j.susoc.2022.05.004
24. Hodges, C., Moore, S., Lockee, B., Trust, T., & Bond, A. (2020). The difference between emergency remote teaching and online learning. Educause Reviews. https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning
25. Likert, R. (1932). A technique for the measurement of attitudes. Archives of Psychology, 140, 52.
26. Loogma, K., Kruusvall, J., & Ümarik, M. (2012). E-learning as innovation: Exploring innovativeness of the vet teachers’ community in Estonia. Computers & Education, 58(2), 808–817. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2011.10.005
27. Mann, H. B., & Whitney, D. R. (1947). On a test of whether one of two random variables is stochastically larger than the other. Annals of Mathematical Statistics, 18, 50–60.
28. Meskhi, B. Ch., Ponomareva, S., & Ugnich, E. A. (2019). E-learning in higher inclusive educational: needs, opportunities and limitations. The International Journal of Educational Management, 33(3), 424–437.
29. Mozhaeva, G. (2016). Massive open online courses: The new vector in classical university education. SHS Web of Conferences, 26, 01018.
30. Romdhane, E. B. (2013). La question de l’acceptation des outils de e-learning par les apprenants: Quels dimensions et déterminants en milieu universitaire tunisien? International Journal of Technologies in Higher Education, 101, 46–57.
31. Setyosari, P., Wibawati, D. O. A, Fitriyah, C. Z., & Wardani, R. P. (2023). Learning loss: How does technology facilitate learner learning? AIP Conference Proceedings, 2679, 070016.
Рецензия
Для цитирования:
Флек М.Б., Угнич Е.А. Дистанционное обучение в дуальной системе инженерного образования: особенности и возможности. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(5):94-106. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-94-106
For citation:
Flek M.B., Ugnich E.A. Distance Learning in the Dual System of Engineering Education: Peculiarities and Capabilities. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(5):94-106. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-94-106