Трансформация жизненных планов личности в зрелом возрасте
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-18-26
Аннотация
Введение. На данный момент существует двойственное представление о направленности трансформации жизненных планов у людей зрелого возраста: с одной стороны, личность выходит за пределы старых структур, раскрывая свой потенциал более полно в стремлении к дальнейшему развитию; с другой – субъект может испытывать мотивационный кризис, связанный с изменением траектории развития личности. Наше исследование призвано углубить и конкретизировать представления о направленности и мотивации трансформации жизненных планов человека на разных этапах зрелости. Цель. Изучение особенностей мотивации трансформации жизненных планов в зрелом возрасте.
Материалы и методы. В данном исследовании применены 4 методики: методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана, методика «Индекс стремлений» Э. Деси и Р. Райана в адаптации Ю. А. Котельниковой, морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, тест «Оценка жизненных и временных перспектив личности» Н. И. Никольской. Для статистической обработки полученных данных был применен U-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 160 человек в возрасте 35–55 лет. Обнаружено, что мотивационные приоритеты респондентов различаются общей направленностью – представители ранней зрелости ориентированы вовне, тогда как направленность мотивации старших респондентов скорее внутренняя. Выявлены также особенности эмоциональных переживаний: в ранней зрелости они стенические и характеризуются продуктивностью, а для поздней более характерны астенические, препятствующие активности.
Обсуждение результатов. Наше исследование дополняет картину представлений о мотивационном и эмоциональном аспектах трансформации жизненных планов на этапе ранней и поздней зрелости. Установлены мотивационные приоритеты представителей рассматриваемых возрастных когорт. В целом, зрелый возраст связан с переопределением вектора активности, пересмотром значимости жизненных целей, трансформацией планов на будущее, что приводит к расширению или изменению границ субъекта, либо к актуализации астенических эмоциональных переживаний.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Н. ЩербаковаРоссия
Татьяна Николаевна Щербакова, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и консультативной психологии
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
О. М. Иноземцева
Россия
Ольга Михайловна Иноземцева, студент магистратуры
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Ипполитова, Е. А., и Ральникова, И. А. (2005). Особенности представлений о жизненных перспективах личности, переживающей кризис 35–45 лет. В Личность: психологические проблемы субъектности. Сборник научных статей (С. 49–54). Барнаульский государственный педагогический университет.
2. Зарипова, Ю. В. (2022). Способы совладающего поведения мужчин и женщин среднего возраста. В Н. В. Асафьева (ред.) Наука – шаг в будущее. Сборник научных трудов по материалам ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (С. 216–221). Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский университет науки и технологий». https://doi.org/10.33184/NSHVB3-2022-11-22.10
3. Лаврентьева, Ю. В. (2020) Психологическое благополучие женщин среднего возраста с разным уровнем смысложизненного кризиса. В Д. Р. Хисматуллин (ред.) Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского научного конгресса (С. 106–113). Инфинити.
4. Макарова, И. И. (2019). Теоретические подходы к формированию психологической устойчивости лиц среднего возраста. В Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы XVIII Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (С. 103–106). Иркутский государственный университет.
5. Рыльникова, И. А. (2010). Трансформационные процессы перспективы личности в контексте переломных событий жизненного пути. Мир науки, культуры, образования, 1(20), 167–176.
6. Ткаченко, И. В., и Синявин, Д. С. (2020). Ресурсные технологии психологической помощи лицам среднего возраста. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 3, 713–718. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-66
7. Тимофеев, А. И., Кузнецова, В. В., и Чудаев, М. Е. (2017). Экстрим и проблема «Кризиса смысла». Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 4, 110–115.
8. Чекалина, М. С. (2017). Взаимосвязь построения образа будущего и саморегуляции. Вестник педагогических инноваций, 34(48), 51–60.
9. Щекудова, С. С., и Андрусь, О. В. (2020). Тревожность и агрессивность у лиц среднего и пожилого возраста. В Векторы психологии – 2020: Психолого-педагогическое сопровождение личности в современной образовательной среде. Международная научно-практическая конференция (С. 410–412). Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины.
10. Щербакова, Т. Н., и Абачараева, М. А. (2021). Личность в контексте неопределенности: механизмы повышения жизнеспособности. В Традиции и инновации в психологии и социальной работе. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (С. 155–159). Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева.
11. Щербакова, Т. Н., Лосева, И. И., и Мисиров, Д. Н. (2022). Представления студентов о мотивационных интенциях преобразующей активности в условиях неопределенности. Гуманитарные и социальные науки, 6, 131–137.
12. Шмагина, Ю. Д. (2017). Проблема кризиса среднего возраста в отечественной и зарубежной науке. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 23(2), 97–99.
13. Andrews, M. (2016). The existential crisis. Behavioral Development Bulletin, 21(1), 104–109. https://doi.org/10.1037/bdb0000014
14. Bugental, J. F. (1965). The existential crisis in intensive psychotherapy. Psychotherapy: Theory, Research & Practice, 2, 16–20. https://doi.org/10.1037/h0088602
15. Lamont, R. A., Swift, H. J., & Abrams, D. (2015). A review and meta-analysis of age-based stereotype threat: negative stereotypes, not facts, do the damage. Psychology and aging, 30(1), 180–193. https://doi.org/10.1037/a0038586
Рецензия
Для цитирования:
Щербакова Т.Н., Иноземцева О.М. Трансформация жизненных планов личности в зрелом возрасте. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(6):18-26. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-18-26
For citation:
Shcherbakova T.N., Inozemtseva O.M. The Transformation of a Person’s Life Plans in Mature Age. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(6):18-26. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-18-26