Особенности ассертивности юношей и девушек с различными копинг-стратегиями
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-27-34
Аннотация
Введение. Актуальность выявления особенностей ассертивного поведения современной молодежи с различными копинг-стратегиями в условиях современного общества заключается в эффективном межличностном взаимодействии с социумом. Обзор исследований по данной проблеме показал, что ассертивное поведение является «зрелым» поведением, направленным на противостояние манипулятивному поведению. Копинг-стратегии в рамках теоретического анализа представляются важным элементом ассертивного поведения. Цель. Выявить особенности ассертивного поведения юношей и девушек с различными копинг-стратегиями.
Материалы и методы. В данном исследовании применялись такие методы, как анализ научной литературы, наблюдение, беседа, использование стандартизированных методик (методика диагностики уровня ассертивности В. Капони и Т. Новак, методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильина и П. А. Ковалёва) и методы статистической обработки данных (описательная статистика и математический критерий Крускала-Уоллеса).
Результаты исследования. Разработана теоретическая модель исследования, согласно которой ассертивное поведение включает в себя когнитивно-смысловой, аффективный и поведенческий компоненты, детально поясняющие особенности взаимодействия личности с социумом через ассертивное и совладающее поведение. Выборка была разделена на три группы по критерию преобладающего типа копинга. В результате статистической обработки данных было выявлено, что уровень ассертивности респондентов, ориентированных на поиск социальной поддержки, ситуативен. Респонденты, использующие стратегии разрешения проблем, характеризуются высоким уровнем ассертивности, а респонденты, ориентированные на уход от проблемы, обладают средним уровнем ассертивности.
Обсуждение результатов. Ассертивное поведение молодежи как самоутверждающее поведение взаимосвязано с используемыми стратегиями совладающего поведения. Результаты проведенного исследования показали, что для людей с различным уровнем ассертивности характерными являются копинг-стратегии различной направленности. Это указывает на высокую практическую значимость полученных результатов в любой практической деятельности, направленной на адаптацию личности к социуму.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Ю. КольчикРоссия
Елена Юрьевна Кольчик, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологииъ
295015, г. Симферополь, пер. Учебный, 8
Список литературы
1. Бёрн, Э. (2006). Трансакционный анализ и психотерапия: монография. Эксмо. Красильников, И. А. (2017). К вопросу о понимании ассертивного поведения с позиции внутренних конфликтов личности. Пензенский психологический вестник PSYCHOLOGY-NEWS.RU, 2, 2–15. https://doi.org/10.17689/psy-2017.2.1
2. Крюкова, Т. Л. (2007). Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы: монография. Авантитул.
3. Лапкина, Е. В. (2020). Об организованности и возрастной изменяемости защитно-совладающего поведения личности. Казанский педагогический журнал, 5, 217–223. https://doi.org/10.34772/KPJ.2020.142.5.032
4. Лебедева, И. В. (2010). Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 5, 127–132.
5. Леонтьев, Д. А. (2011). Личностный потенциал: Структура и диагностика. Смысл.
6. Пономарёва, И. В. (2021). Защитно-совладающее поведение в подростковом и юношеском возрасте. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2, 150–157. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-150-157
7. Рокицкая, Ю. А. (2018). Факторная структура копинг-поведения подростков. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 3, 220–233. https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.03.23
8. Троицкая, Е. А. (2017). Стили совладающего поведения в юношеском возрасте. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 6(785), 170–184.
9. Трошихина, Е. Г., и Навдушевич, Г. В. (2021). Ассертивность как копинг-стратегия и личностная характеристика в подростково-юношенском возрасте. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 27(4), 221–227. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-221-227
10. Blegur, J., Haq, A. H., & Barida, M. (2023). Assertiveness as a new strategy for physical education students to maintain academic performance. The Qualitative Report, 28(3), 865–885. http://dx.doi.org/10.46743/2160-3715/2023.5659
11. Di Consiglio, M., Burrai, J., Mari, E., Giannini, A. M., & Couyoumdjian, A. (2023). Imagine all the people: a guided internet-based imagery training to increase assertiveness among university students–study protocol for a randomized controlled trial. Healthcare, 11, 1874. https://doi.org/10.3390/healthcare11131874
12. Lazarus, R. S. (1966). Psychological stress and the coping process. McGraw-Hill. Pourjali, F., & Zarnaghash, M. (2010). Relationships between assertiveness and the power of saying no with mental health among undergraduate student. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 9, 137–141. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.12.126
13. Rabiei, L., Eslami, A. A., & Masoudi, R. (2012). Assessing the effectiveness of assertiveness program on depression, anxiety and stress among high school students. Salahshoori, 5(8), 844–856.
Рецензия
Для цитирования:
Кольчик Е.Ю. Особенности ассертивности юношей и девушек с различными копинг-стратегиями. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(6):27-34. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-27-34
For citation:
Kolchik E.Yu. Features of Assertiveness of Boys and Girls with Different Coping Strategies. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(6):27-34. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-27-34