Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Способны ли отрицательные фразы вызывать негативную эмоциональную оценку: результаты экспериментального исследования

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-44-55

Аннотация

Введение. Существуют теоретические положения, декларирующие, что отрицания несут негативный эмоциональный заряд, и результаты ряда современных исследований косвенно подтверждают это. Однако остается неизвестным, способны ли отрицания в своем самом абстрактном лексическом виде вызывать негативный эмоциональный эффект. В представленном исследовании негативный эффект отрицания выявлен впервые. Цель. Теоретически обосновать негативный эмоциональный эффект отрицательных фраз и эмпирически выявить его, сравнивая оценки отрицательных и утвердительных фраз.

Материалы и методы. В близких по теме исследованиях сложно дифференцировать влияние на эмоциональную оценку значения отрицаемого понятия от влияния собственно отрицательной формы. Чтобы выявить негативный эмоциональный эффект лексических отрицаний мы предложили испытуемым оценить утвердительные и отрицательные фразы не только с выраженным эмоциональным значением, но и с нейтральным, что позволило минимизировать влияние значения фразы. В исследовании приняли участие 87 испытуемых, которые оценивали фразы по двум методам: шкальная прямая оценка Р. Лайкерта и опосредованная цветом оценка (метод ЦТО А. М. Эткинда).

Результаты исследования. Результаты показали высокую значимость различий между отрицанием нейтрального и утверждением нейтрального, отрицательные фразы действительно оценивались негативнее. Дополнительное сравнение фраз с эмоциональным значением показало, что отрицание смягчает эмоциональную выраженность понятия, сдвигая его оценку ближе к нейтральной части шкалы.

Обсуждение результатов. Предыдущие исследования показывали связь отрицательного ответа и негативных эмоциональных реакций. В нашем исследовании впервые было показано, что даже абстрактный вариант отрицательной фразы способен значимо сдвигать оценку в негативный спектр эмоциональной шкалы. Эти данные согласуются с воплощенным подходом к анализу языка, где сенсомоторные и эмоциональные реакции лежат в основе формирования абстрактных языковых форм. Впервые выявленная связь лексического отрицания и негативных эмоциональных реакций углубляет понимание одного из самых частотных языковых средств.

Об авторе

Г. А. Андреева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Галина Александровна Андреева, аспирант

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82/1



Список литературы

1. Андреева, Г. А. (2022). Негативная оценка как причина длительной обработки отрицаний в речи. В Проблемы языка: Сборник научных статей по материалам Девятой конференции-школы «Проблемы языка: взгляд молодых ученых», 97–106. https://doi.org/10.37892/978-5-6049527-1-9-7

2. Андреева, Г. А. (2023). Отрицания в речи как маркер описания эмоционально негативных стимулов. Экспериментальная психология, 16(4), 143–156. https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160410

3. Бодалев, А. А., Столин, В. В., и Аванесов В. С. (2006) Общая психодиагностика. Речь.

4. Белобородова, А. В. (2010). Средства выражения отрицания и негативной коннотации во фразеологизмах со значением безразличия в русском и английском языках. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 5(1), 147–155.

5. Кашкина, О. В. (2004). Я-концепт сквозь призму самооценочных высказываний. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 1, 47–53. Кибрик, А. А., и Подлесская, В. И. (2009) Рассказы о сновидениях. Корпусное исследование устного русского дискурса. Языки славянской культуры.

6. Люсин, Д. В., и Сысоева, Т. А. (2017). Эмоциональная окраска имён существительных: база данных ENRuN. Психологический журнал, 38(2), 122–131.

7. Ляшевская, О. Н., и Шаров, С. А. (2009). Частотный словарь современного русского языка на материалах Национального корпуса русского языка. Азбуковник.

8. Падучева, Е. В. (2013). Русское отрицательное предложение. Языки славянской культуры

9. Петренко, В. Ф., и Кучеренко, В. В. (1988). Взаимосвязь эмоций и цвета. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 3, 70–83.

10. Секерина, И. А. (2007). Психолингвистика. В А. А. Кибрик, И. М. Кобозева, И. А. Секерина (Ред.), Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления (С. 231–260). УРСС.

11. Убушаева, И. В. (2008). Прагматика отрицательных высказываний в английском и русском языках. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 4–2, 207–210.

12. Фрейд, З. (2006). Психологические сочинения (Т. 4). СТД. Цейтлин, С. Н. (2017). К вопросу о формировании промежуточной языковой системы ребенка: наблюдения над освоением отрицательных конструкций. Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований, XIII(3), 623–650.

13. Эткинд, А. М. (1985). Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Ленинград.

14. Beltrán, D., Muñetón-Ayala, M., & de Vega, M. (2018). Sentential negation modulates inhibition in a stop-signal task. Evidence from behavioral and ERP data. Neuropsychologia, 112, 10–18. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2018.03.004

15. Benitez-Quiroz, C. F., Wilbur, R. B., & Martinez, A. M. (2016). The not face: A grammaticalization of facial expressions of emotion. Cognition, 150, 77–84. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2016.02.004

16. Deutsch, R., Gawronski, B., & Strack, F. (2006). At the boundaries of automaticity: negation as reflective operation. Journal of personality and social psychology, 91(3), 385. https://doi.org/10.1037/0022-3514.91.3.385

17. Dudschig, C., Kaup, B., & Mackenzie, I. G. (2023). The grounding of logical operations: The role of color, shape, and emotional faces for “yes” or “no” decisions. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 49(3), 477. https://doi.org/10.1037/xlm0001181

18. Dignath, D., Eder, A. B., Steinhauser, M., & Kiesel, A. (2020). Conflict monitoring and the affective-signaling hypothesis – An integrative review. Psychonomic Bulletin & Review, 27, 193–216. https://doi.org/doi.org/10.3758/s13423-019-01668-9

19. Glenberg, A. M., & Gallese, V. (2012). Action-based language: A theory of language acquisition, comprehension, and production. Cortex, 48(7), 905–922. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2011.04.010

20. Hauk, O., Johnsrude, I., & Pulvermüller, F. (2004). Somatotopic representation of action words in human motor and premotor cortex. Neuron, 41(2), 301–307. https://doi.org/10.1016/S0896-6273(03)00838-9

21. Herbert, C., Deutsch, R., Sütterlin, S., Kübler, A., & Pauli, P. (2011). Negation as a means for emotion regulation? Startle reflex modulation during processing of negated emotional words. Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 11, 199–206. https://doi.org/10.3758/s13415-011-0026-1

22. Inzlicht, M., Bartholow, B. D., & Hirsh, J. B. (2015). Emotional foundations of cognitive control. Trends in cognitive sciences, 19(3), 126–132. https://doi.org/10.1016/j.tics.2015.01.004

23. Kaup, B., Yaxley, R. H., Madden, C. J., Zwaan, R. A., & Lüdtke, J. (2007). Experiential simulations of negated text information. Quarterly journal of experimental psychology, 60(7), 976–990. https://doi.org/10.1080/17470210600823512

24. Kaup, B., & Dudschig, C. (2020). 37 Understanding Negation: Issues in the processing of negation. Understanding Negation. The Oxford Handbook of Negation, 634–655. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198830528.013.33

25. Kousta, S.-T., Vigliocco, G., Vinson, D. P., Andrews, M., & Del Campo, E. (2011). The representation of abstract words: Why emotion matters. Journal of Experimental Psychology: General, 140(1), 14–34. https://doi.org/10.1037/a0021446

26. Liu, B., Wang, H., Beltrán, D., Gu, B., Liang, T., Wang, X., & de Vega, M. (2020). The generalizability of inhibitionrelated processes in the comprehension of linguistic negation. ERP evidence from the Mandarin language. Language, Cognition and Neuroscience, 35(7), 885–895. https://doi.org/10.1080/23273798.2019.1662460

27. Mayo, R., Schul, Y., & Burnstein, E. (2004). “I am not guilty” vs “I am innocent”: Successful negation may depend on the schema used for its encoding. Journal of Experimental Social Psychology, 40(4), 433–449. http://dx.doi.org/10.1016/j.jesp.2003.07.008

28. Ponari, M., Norbury, C. F. & Vigliocco, G. (2018). Acquisition of abstract concepts is influenced by emotional valence. Developmental Science, 21(2), e12549. https://doi.org/10.1111/desc.12549

29. Saunders, B., Lin, H., Milyavskaya, M. & Inzlicht, M. (2017). The emotive nature of conflict monitoring in the medial prefrontal cortex. International Journal of Psychophysiology, 119, 31–40. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2017.01.004

30. Watson, J. B. (2017). Behaviorism. Routledge. Wierzbicka, A. (1996). Semantics: Primes and universals: Primes and universals. Oxford University Press.

31. Zwaan, R. A. (2012). The experiential view of language comprehension: How is negation represented. In F. Schmalhofer, & C. A. Perfetti (eds.) Higher level language processes in the brain: Inference and comprehension processes (pp. 255–288).

32. Zuanazzi, A., Ripollés, P., Lin, W. M., Gwilliams, L., King, J. R., & Poeppel, D. (2022). Tracking the online construction of linguistic meaning through negation. bioRxiv. https://doi.org/10.1101/2022.10.14.512299


Рецензия

Для цитирования:


Андреева Г.А. Способны ли отрицательные фразы вызывать негативную эмоциональную оценку: результаты экспериментального исследования. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(6):44-55. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-44-55

For citation:


Andreeva G.A. Negative Phrases can Cause a Negative Emotional Assessment: an Empirical Study. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(6):44-55. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-44-55

Просмотров: 137


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+